Если вы давно хотели посмотреть фильмы ужасов, но не знаете, с чего начать, Майк Флэнаган пришел на помощь со своим топом на Letterboxd. Режиссер и сценарист «Доктора Сна», «Окулуса», «Падения дома Ашеров», «Сомнии» и «Отсутствия» собрал десять тайтлов, которые отлично подойдут для бережного знакомства с жанром. Кажется, сам Флэнаган был только рад составить такой топ: «Время от времени кто-нибудь говорит мне: "Я правда-правда не люблю фильмы ужасов", — я прикусываю щеку и улыбаюсь им».
Начинаем с пушистых и относительно безобидных «Гремлинов» Джо Данте, появившихся на экране в 1984 году и до сих пор появляющихся в качестве различных маскотов. К милому зверьку Магваю с идеальным слухом прилагается легкая инструкция: не мочить, не оставлять на ярком свету и никогда не кормить после полуночи. Поверьте, вам не захочется узнать, что будет при нарушении правил.
«Гремлины» породили «Зубастиков», которые выйдут двумя годами позже, и внезапно стали рождественским фильмом. Весьма своеобразным: вместо Санты и оленей здесь существа достаточно мерзкие и властные. Но не стоит сразу бояться: в фильме огромное количество комедийных моментов, которые не позволят вам сползти под кресло. К тому же этот фильм продюсировал сам Стивен Спилберг — чем не гарант успеха?
Канадско-французский хоррор настолько жуткий, что на показе фильма в рамках фестиваля в Торонто несколько зрителей упали в обморок — по крайней мере, так заявляет пресса. Картина Паскаля Ложье граничит с двумя убеждениями: зачем вообще такое снимать и как добиться такой правдоподобности. Действие начинается во Франции 70-х — маленькая девочка Люси, которую считали пропавшей без вести, бредет по проселочной дороге. Спустя несколько лет девушка на пару с подругой врывается в загородный дом респектабельной пары, а дальше — смотрите сами.
Для просмотра фильма потребуются выдержка, терпение и крепкие нервы — поэтому подумайте на берегу, надо ли оно вам. В общем-то, поэтому у «Мучениц» большое количество негативных зрительских рецензий — видимо, не подготовились к просмотру. На самом деле это не просто картина с огромным количеством крови и насилия, но и назидание: если мы наблюдаем за насилием, то становимся к нему причастны. Вероятно, поэтому англоязычное название фильма созвучно со «свидетелем».
Макабрическая картина Анджея Жулавски начинается как драма — между главными героями, мужем и женой, Марком и Анной, что-то не так. Есть какая-то недосказанность, а женщина словно сама не своя — и не в себе. «Одержимая» Жулавски иллюстрирует истерию в самом гипертрофированном ее виде: с заламыванием рук, глазами навыкате и повышенными тонами. Это совсем не ужастик в классическом понимании: скорее фильм-размышление о различии мужской и женской одержимости.
Героиня Анны не может не раздражать — но в этом ее сила и смысл. Жулавски гиперболизирует сумасшествие и возводит его в абсолют: даже если вы не смотрели фильм, то наверняка видели сцену с беснующейся в коридорах метро девушкой в синем платье. Не нужно никакой крови, чтобы напугать зрителя, достаточно возведенных в абсолют страданий, переходящих почти что в древнее беснование.
Эпизод «Отпечаток»
Журналист-американец путешествует по Японии XIX века — он ищет любовь всей своей жизни, которую когда-то оставил в Стране восходящего солнца, но обещал к ней вернуться. Возлюбленную он не находит, зато за чашечкой саке местная дама рассказывает, что произошло с девушкой. Спойлер: ничего хорошего. Такаси Миике известен своими абстрактными сторителлингами, но «Отпечаток» выходит на новый уровень.
Это запутанная история с изнурительно пугающими образами, а еще и очень эпатажным повествованием. Если вам не близка японская культура и ее время от времени возникающая вычурность, возможно, «Отпечаток» покажется чересчур. С другой стороны, здесь есть уникальные японские пытки, которые ни в одном кино больше не встретишь.
Михаэль Ханеке когда-то был уверен, что классический образ злодея порожден массовой культурой и воспринимается как нечто бутафорское. Поэтому решил воплотить на экране настоящее зло в виде двух молодых парней, приезжающих в чужой загородный дом к семье, состоящей из мужа, жены и сына-подростка. Выжить никому из них не удастся: семье — физически, а вершителям судьбы — морально. Не уцелеет даже собака.
Ханеке театрально, за сутки воспроизводит то насилие, которого боится каждый из нас, потому что оно настоящее и может нагрянуть домой к любому. Может ли кто-то предугадать, что миловидный парень, попросивший пару яиц, затем перебьет всю вашу семью? Ханеке низводит мерзавцев до простой людской природы, в которой зачастую нет мотива для преступления — только желание одержать превосходство.
Дебют классика жанра Уэса Крейвена, вообще-то, мог и не выйти. Он получил высший рейтинг Х от комиссии, и даже вырезанные 20 минут материала не помогли. Тогда Крейвен самостоятельно нашел печать R — так фильм все-таки увидел свет. В итоге монотонный безэмоциональный голос в трейлере повторяет: «Чтобы не упасть в обморок, повторяйте “Это всего лишь кино”», а картина была запрещена в Великобритании до 2002 года.
Все начинается по классике, знатокам жанра даже немного поднадоевшей: отдаленный домик в лесу, куда две девушки отправляются отдохнуть. Мимо проходили четыре разбойника-преступника во главе с брутальным Кругом. Общий язык найти не удается, и в итоге получается одна из самых шокирующе скандальных картин в истории кино. Потом Крейвен еще снимет историю об издевательствах и надругательствах, но «Последний дом слева» останется апогеем.
Гротескная драма от датского короля ужасов и провокации Ларса фон Триера — ни слова больше, можно падать в обморок. Психотерапевт в исполнении Уиллема Дефо пытается помочь сходящей с ума из-за смерти сына Жене — Шарлотте Генсбур. Первая часть режиссерской «трилогии депрессии» повергла в шок вообще всех — и критиков, и зрителей. Здесь и конец света, и гниение изнутри, и только два персонажа, добивающие друг друга.
Казалось бы, это фильм о глубоком самоанализе с фрейдистскими мотивами, но без порнографических элементов не обходится. О многом в «Антихристе» лучше не говорить до просмотра — да и, если честно, после него тоже о многом говорить не получается. Зато было что сказать самому Триеру: после показа в Каннах, когда творца-провокатора освистали и затравили, он объявил себя лучшим режиссером в мире. Правда ли это — решать вам.
Родившийся в короткометражном фильме 2011 года, погибший в «Ужасающем» 2016-го и воскресший в продолжении клоун Арт вернулся с узнаваемой маской и мотивами маньяка. В этот раз он терроризирует похожую на него девушку с ангельскими крыльями (в качестве костюма, правда). Несмотря на небольшой бюджет, фильм занимает первое место в списке слэшеров по версии Кинопоиска, а еще он стал одним из самых прибыльных за 2022 год.
Совсем непритязательный в визуальных решениях, да и не особо экспериментальный в плане сюжета, «Ужасающий» действует по классической схеме — и срабатывает. Зритель все еще наблюдает за жертвой, хотя знает, что хеппи-энд случится, но в какой-то момент прекращает бояться клоуна: все-таки монстр перестает пугать, как только оказывается в поле зрения смотрящего.
Иногда фильмы ужасов можно оценить по количеству стран, в которых картина была запрещена, — Руджеро Деодато побил рекорд в 50 государств, да еще и сам был арестован итальянским судом за непристойность. В рамках рекламной кампании для правдоподобности четыре актера, исполнившие главные роли в псевдодокументальном фильме, должны были пропасть из виду на год — так что Деодато предъявили обвинение еще и в убийстве.
«Ад каннибалов» спекулирует на теме белых людей, потешающихся над туземцами и устанавливающими свои правила на чужой земле. Они убивают животных, поджигают дома и сетуют на излишнюю жестокость местных — разве можно посадить человека на кол? Через много лет после выхода картины Деодато признался, что жалеет обо всем происходившем во время съемок, да и о выходе самого фильма. Однако «Ад каннибалов» остается прародителем мокьюментари и реалистичного кошмара.
Абсолютный победитель по количеству стран, где фильм был запрещен, — более чем в 60. При слове «извращенный» и «шокирующий» первой на ум приходит именно картина Срджана Спасоевича. По сюжету бывший актер порно участвует в съемках фильма, но не до конца понимает, что режиссер — убийца. Жестокость переходит в депрессивные мотивы, а кровавый триллер оказывается политической аллюзией на страдания сербского народа.
Фильм провалился в прокате, собрав всего полторы тысячи долларов в Бразилии, и стал предпоследней крупной картиной режиссера — позже Спасоевич выпустил «Азбуку смерти», но свое имя так и не отмыл от сербского кошмара. Кто-то рассматривает фильм как драму о потерянном народе, другие же видят в нем верх мизогинии — правы все.