Молчаливая битва за выживание в эстонских лесах.
Азраэль (Самара Уивинг) и Кинан (Нэйтан Стюарт-Джарретт) пробираются сквозь чащу. Оба немы, влюблены и явно бредут куда-то в поисках новой жизни. Внезапно появившиеся агрессивные люди, общающиеся с помощью свиста, разлучают пару: Кинана увозят в неизвестном направлении, а Азраэль привязывают к деревянному трону на импровизированном лобном месте. Суровая седовласая женщина (Катариина Унт) с помощью бритвы пускает девушке кровь, и культисты, отвернувшись, начинают сеанс холотропного дыхания. Пока в деревьях бушует ветер, вызывающий у пленителей Азраэль благоговение, сквозь заросли к героине подбирается обгорелый силуэт с явно дурными намерениями. Девушке удается бежать, и с этого момента ее единственной целью становится поиск возлюбленного и жестокая месть религиозным фанатикам.
События «Тихого места: Азраэль», по словам режиссера фильма И.Л. Каца, разворачиваются спустя 200 лет после Вознесения — праведников забрали на небеса, а грешники наследовали опустевшую землю, заполненную кровожадными существами, ориентирующимися исключительно по запаху. Остатки человечества сбились в группы, часть из которых явно деградировала и переизобрела религию в искаженном формате: сектанты отказались от «греха речи» путем хирургического удаления голосовых связок и начали отдавать на съедение тварям нарушителей спокойствия. Религиозная тема пронизывает «Азраэль» с ног до головы: фильм разбит на главы с помощью интертитров с цитатами из Второзакония, да и имя главной героини отсылает к ветхозаветному ангелу смерти.
Впрочем, библейские отсылки все равно оказываются фоном для истории о мести и преумножении насилия. Поднаторевшая в подобных ролях Самара Уивинг («Я иду искать») справляется с партией идеально. Диссонанс между хрупкой фактурой, испуганным взглядом и «джонмакклеивщиной», которую творит Азраэль в кадре, является главной движущей силой всей картины. Актриса мастерски удерживает внимание, не оставляя никаких шансов прочим лицедеям, превращающимся на фоне Уивинг в откровенных статистов. И, самое главное, делает это без единого звука.
Из-за физических особенностей персонажей «Азраэль» лишен диалогов — герои общаются жестами и свистом. Подобное ограничение могло бы стать визитной карточкой фильма, как, например, в недавней «Немой ярости» Джона Ву, или работать на историю мира, как в том же «Тихом месте» Красински, откуда российские прокатчики изобретательно умыкнули название для хоррора Каца. Но, кроме естественных сложностей для зрителей, вынужденных обходиться без привычных объяснений происходящего, немота персонажей не несет больше никакой нагрузки.
К сожалению, примерно такой же функцией наделен и режиссер «Азраэль». Хоррормейкер И.Л. Кац хоть и не дебютант, но демонстрирует крайне неровную, даже банальную режиссуру. Центральный персонаж получает развитие только в третьем акте, а второстепенные герои хоть и имеют некое подобие собственных арок, но беспомощно тонут в недостатке внимания. На пару действительно интересных моментов, вроде однокадровой сцены драки Азраэль с одним из сектантов или насыщенной брутальным экшеном разрушительной концовки, приходится около часа бессмысленных блужданий по лесу и неизобретательных скримеров.
Бросается в глаза отчаянная бюджетность фильма. Экономные кинематографисты в качестве натуры выбрали одну из лесных чащ в Эстонии. Там среди живописного хвойника на фоне аутентичных бетонных развалин и разворачивается действие «Азраэль». Цветовая гамма лесного массива может слегка усыплять, но все же работает на историю — в постапокалиптическом мире победившей серости единственными яркими пятнами остаются огонь и ярость главной героини. Локация накладывает известные ограничения и на операторскую работу, но Март Таниэль (к слову, постоянный оператор Наташи Меркуловой и Алексея Чупова) умудряется выстраивать впечатляющие кадры и здесь.
В итоге, несмотря на заметные недостатки, «Азраэль» способен развлечь. Особенно если не задавать лишних вопросов об особенностях мира фильма, не вдаваться в подробности мифологии (их попросту нет) и не обращать внимания на условную проработку персонажей. Кац снял пусть и нестройное, но занимательное кино с какой- никакой моралью и шокирующим финалом (который, впрочем, искушенным зрителям может показаться совершенно пресным), полным висельного юмора. Получилось скромное, очень локальное кино о мести и смерти речи, заведомо поставившее для себя высокую планку, но, увы, ловко проскользнувшее прямо под ней.