Среди проектов Мэтта Дэймона есть фильмы с Клинтом Иствудом, братьями Коэн, Стивеном Содербергом... Что же увидели в нем самые известные постановщики нашего времени?
Мэтт Дэймон, надо отметить, довольно легок в общении. Мы встречаемся с ним второй раз за два дня, и сегодня это студия Early Show канала CBS на Манхэттене. Выход Дэймона задерживается, так как продюсеры сочли – и небезосновательно, – что новость об освобождении 33 чилийских шахтеров важнее, чем рассказ об участии Дэймона в новом фильме Клинта Иствуда «Потустороннее» – полумистической драме сценариста Питера Моргана («Королева», «Фрост против Никсона»).
Но даже в таких обстоятельствах Дэймон оказывается приятным, спокойным и внимательным собеседником, согласным, что ради возвращения 33 шахтеров «можно и подождать немного». Также его, похоже, нисколько не волнует тот факт, что несколько дней назад ему стукнуло сорок. Конечно, на его лице с широким волевым подбородком эффект старения не так заметен, но вот волосы щедро приправлены сединой – «соль-с-перцем», прямо как у Клуни.
«Хороший день рождения, – улыбается он. – На многие важные вопросы уже найдены ответы. Я женат, с детьми; все, о чем я волновался в тридцать, больше меня не беспокоит».
В профессиональном плане ему уж точно волноваться не о чем. После внушительного успеха трилогии о Борне Дэймон оказался в списке, как он его называет, «тех самых актеров». Он стал «одним из людей, которым они могут звонить»; «они» – это одни из самых важных и влиятельных режиссеров Голливуда: Скорсезе, Иствуд, братья Коэн… И в самом деле, в одном только 2010 году наряду с «Потусторонним» в расписании Дэймона значились «Железная хватка» братьев Коэн, «Зараза» Стивена Содерберга и «Мы купили зоопарк» Кэмерона Кроу, не считая «Меняющих реальность», драмы «Маргарет» Кеннета Лонергана и озвучки криля в «Делай ноги 2». Дэймон многое списывает на удачу и умение получать нужные роли от нужных людей в нужное время.
«У меня остались отличные впечатления от съемок в “Благодетеле” Копполы, – вспоминает он. – Когда мы закончили, я сказал: “Фрэнсис, я чудесно провел время и надеюсь, что мы сможем снова поработать вместе”. Он посмотрел на меня очень серьезно и ответил: “Я тоже”. И помню, что в тот момент я понял, что мы все просто откликаемся на какието предложения, по большей части мы не контролируем этот процесс – с кем и когда работать. Если найдется для меня подходящая роль, он позвонит, но не всегда удается поработать с тем, с кем хочется. Я хочу сказать, я не работал с Беном (Аффлеком – EMPIRE) много лет, а ведь он мой лучший друг!»
Дэймон, конечно, скромничает – причем искренне. Похоже, во всем его теле нет ни одной неискренней клеточки. И все же мы не можем с ним согласиться. Должна быть, наверное, какая-то причина, кроме удачливости, по которой Клинт Иствуд не только предложил своей звезде из «Непокоренного» роль человека с даром/проклятьем общаться с умершими в «Потустороннем», но и нашел способ настоять на своем предложении, когда актер отказался от роли из-за пересекающихся съемочных графиков.
Дэймон вспоминает звонок Иствуда: «Я ему тогда сказал: “Ты звонишь, чтобы рассказать мне о фильме по сценарию Питера Моргана, который ты собираешься делать. Съемки будут проходить в Париже, на Гавайях, в Лондоне и Сан-Франциско и для меня там есть хорошая роль, но сниматься я не могу. Да пусть лучше меня пытают, чем сообщают такие новости!” Клинт посмеялся, и все».
К счастью для Дэймона, Иствуд разобрался с этой проблемой: сюжет представлял собой три переплетающиеся истории (в одной из них Сесиль де Франс играет журналистку, пережившую цунами, в другой фигурируют два мальчикаблизнеца из Лондона). И, немного перетасовав графики, он смог втиснуть Дэймона в конец съемок. Вчера в ходе нашего первого интервью в номере отеля мы интересовались у Дэймона, как ему удалось добиться таких хороших отношений с Иствудом, что уважаемый режиссер решил пригласить его второй раз. Он отвечает, что ему легко работалось с Иствудом на съемках «Непокоренного» (драмы про регби в ЮАР), но «каждый актер, работавший с ним, скажет вам то же самое». Почему же Клинт ценит так высоко именно его? Дэймон пожимает плечами: «Думаю, надо спросить у него самого». Что мы и делаем при встрече с Иствудом около часа спустя.
«Мне нравится Мэтт как актер, – говорит он своим хриплым громким шепотом. – Нечасто ловишь его на том, что он играет. Он кажется настоящим парнем и не боится играть настоящего парня. В смысле, он внешне привлекателен, но умеет играть обычного, простого человека».
Уже на студии мы пересказываем эти слова Дэймону, и он подтверждает, что это довольно честная оценка. Затем добавляет, что хотя «Потустороннее» и «Железная хватка» выходят в период «оскаровского сезона», именно по этой причине сам он и не ждет никаких номинаций.
«Мне кажется, то, что я обычно делаю, малопривлекательно с этой точки зрения, – говорит он. – Серьезно». Дэймон никогда не пытается предугадать результаты «Оскара». «Если связывать с этим какие-то свои надежды, практически каждый раз придется разочаровываться, – объясняет он. – На самом деле, что угодно может пойти дерьмово: умей мы видеть фильмы до их завершения, плохих картин вообще бы не было!»
После нашей беседы «Потустороннее» выходит в прокат в Штатах и показывает себя довольно посредственно. Но невозможно себе представить, чтобы Дэймон сожалел о своем участии. Он вспоминает «Информатора» Стивена Содерберга – картину, основанную на реальных событиях и приведшую публику в замешательство, в которой он играет обличителя ценового заговора производителей лизина по имени Марк Уитакр. Это одна из его самых сильных – и наименее известных – ролей.
«Я горжусь этим фильмом, я люблю его, я не стал бы менять в нем ни одного кадра, и я не припомню, чтобы какой-либо еще фильм вызывал у меня такие чувства. Эта картина может достучаться только до определенной группы людей. Она не получала никаких наград, но для меня остается чудесным, непередаваемым опытом. Если бы я мог делать так каждый фильм, я был бы счастлив!»
Дэймон открыто признает, что особую ценность в работе с крупными режиссерами, а также актерами, взявшимися за постановку (он упоминает Билли Боба Торнтона, Редфорда, Де Ниро и Клуни), представляет возможность записывать за ними.
«Стоять рядом с этими ребятами, когда они работают… для человека, который хочет однажды начать снимать, это лучше, чем съемки в любом другом фильме».
Не то чтобы у него в планах был режиссерский дебют. «Я рассматривал разные варианты, – говорит он, – но шанс произвести первое впечатление есть только один, так что здесь нужно быть особенно осторожным». Чего у него точно нет в планах, так это очередного фильма про Борна. «Наследие Борна» студия Universal снимает без собственно Борна.
«Я прочитал в интернете, что они делают очередной фильм про Джейсона Борна и режиссирует Тони Гилрой, а меня среди актеров нет. Никто мне об этом не говорил, серьезно, никто даже не позвонил. Люди думают, что у меня есть какая-то инсайдерская информация, но вот вам пример того, где я на самом деле нахожусь в этой иерархии». Не то чтобы он не стал возвращаться к роли Борна, если представится шанс. «Я бы сыграл его у Пола (Гринграсса – EMPIRE), – говорит он с едва заметной ноткой раздражения. – Права на персонаж Борна на самом деле принадлежат не студии Universal, а правопреемникам, так что формально я мог бы пойти в Warner Bros… а Universal прочитали бы об этом в интернете».