Серьезный мотор спор.
Компания Microsoft является поклонником только одного спорта — добычи ассигнаций, зато занимается им на олимпийском уровне. Почти 20 лет назад мелкомягкий монстр решил посоревноваться с Sony Interactive Entertainment на очередной чисто японской полянке — изготовлении зверски серьезных автосимуляторов.
На стороне Sony выступили оголтелые авто энтузиасты из Polys Entertainment, практически придумавшие этот жанр с Playstation-эксклюзивом Gran Turismo, на стороне Microsoft — основанная специально для этой задачи студия Turn 10. После восьми заездов — то есть игровых релизов — Forza Motorsport от Microsoft все еще гонится за лидером. У отстающего, впрочем, есть одно серьезное преимущество: ему не надо думать, достаточно лишь копировать чемпиона в надежде когда-нибудь в чем-нибудь его превзойти.
С точки зрения графики, Forza Motorsport практически поравнялась с Gran Turismo. Игры легко сравнивать, ведь обе пытаются воссоздать одни и те же реальные трассы, по которым с разной степенью убедительности ездят одни и те же автомобили. С точки зрения ландшафтов новая Forza Motorsport уверенно побеждает: зеленые леса Нюрбургринга смотрятся вкуснее, а поворот-штопор американской Laguna Seca при максимальных настройках графики и вовсе не отличить от фотографии сорокалетней давности.
Зато автомобили во всех их блистающих деталях были и остаются жемчужиной Gran Turismo. Forza Motorsport подводят две хронические болезни: унификация и экономия ресурсов. Для того, чтобы сделать Forza играбельной на двух консолях Xbox разной мощности и миллионе конфигураций ПК, разработчикам Turn 10 приходится жертвовать малыми деталями, в которых, собственно, и заключается вся суть моделирования реальных объектов на экране. Кроме того, графический движок Forza Motorsport зачастую некорректно работает с освещением, порождая странные отблески и тени там, где их быть не должно.
Нельзя забывать и о том, что симуляторная студия Microsoft выпускает сразу две франшизы: взрослую Forza Motorsport для нердов-гиков и аркадную Forza Horizon для всех возрастов, от пупсов до пенсов. На этом месте к симуляторщикам врываются Excel-таблицы с бюджетированием, и детские модели автомобилей небрежно перемешиваются со взрослыми в большом котле корпоративного снижения затрат. Результат этой окрошки на экране: большинство машин выглядят как слегка облизанные липкие леденцы во всех внутренних меню Forza Motorsport, а во время гонок периодически теряют в детализации и освещении.
Модель управления в Forza Horizon тоже чуть менее щепетильна, чем у заклятого врага Gran Turismo. Симулятор для Playstation заточен под игру с рулем и педалями и неохотно терпит даже фирменный геймпад DualSense. Гонка для Xbox/Windows довольствуется простым контроллером, то есть гораздо более доступна для простых смертных и случайных гостей, заглянувших на огонек ради пары кругов по Спа-Франкоршам. Поэтому удовольствие от езды в Forza Motorsport гарантировано.
В отличие от Gran Turismo, в этом автосимуляторе нет трамвайного ощущения езды по рельсам. В зависимости от года выпуска, модели, класса и текущей конфигурации, автомобили охотно кренятся, закусывают передние колеса при избыточной скорости, закидывают заднюю ось при потере сцепления и перегазовках. На уровне энтузиаста, а не эксперта, езда на пяти сотнях автомобилей в Forza Motorsport интереснее и увлекательнее, чем в Gran Turismo.
Как и любую продукцию Microsoft, автосимулятор Forza Motorsport на финальной прямой подводит корпоративная жадность и бюрократия. Вне гоночных трасс Forza Motorsport — это глухой лес из меню, форм и уведомлений. Нельзя просто так войти, сесть в Porsche 964 и проехать три круга по Ле-Ман. Когда гонщик разберется с внутриигровой почтой, избавится от настойчивых предложений докупить ВИП-обслуживание или хотя бы еще парочку гоночный ливрей, оторвется от уведомлений про окончание сезона имени производителя стиральных порошков, желание покататься с ветерком сменится желанием побыстрее выйти вон и не возвращаться.