Чтобы показать, что не только Голливудом решаются мировые вопросы кинопроизводства, мы часто обращаемся к опыту европейских компаний. Чтобы подчеркнуть способность женщин эффективно руководить кинокомпаниями, мы рассказали уже не об одной представительнице слабого пола в своих историях. Творческий путь компании Film4 Productions сочетает оба этих направления – британцы, руководимые женщиной, что может быть занимательнее?
История Film4 Productions тесно переплетена с историей британского телевидения, а чтобы распутать весь клубок многочисленных слияний и разделений, переименований, ликвидаций и возрождений подразделений в медиакомпании Channel Four, нам потребовался бы не один час и текст, превышающий объемом все предыдущие выпуски «Истории студий» вместе взятые. Поэтому мы постараемся обойти большинство бизнес-ухищрений британского телевизионного гиганта и сосредоточимся на том, как канал, которому приходится конкурировать с одним из влиятельнейших на мировом телерынке игроков ВВС, устоял на ногах, да еще и проник в большое кино.
До 1982 года в Великобритании эфиром заправляли три телевизионных канала: BBC1 , BBC2 и ITV. В силу различных причин это сочетание не слишком удовлетворяло ни зрителей, ни правительство Британии, неусыпно следившее за главным на тот момент рупором пропаганды, поэтому уже в 1980 году законодательно была подготовлена почва для нового, четвертого по счету, второго коммерческого после ITV телеканала, нацеленного в основном на людей творческих, поклонников искусства. Благодаря тому что новый канал, получивший незамысловатое название Channel Four (Канал 4), имел государственную поддержку, а большинство телевизоров уже имело настройки на частоту под номером 4, молодое медиа быстро стало одним из любимых времяпрепровождений британцев, предпочитающих телевизор другим видам развлечений. Почти сразу руководство нового канала задумалось и о том, чем же они будут пополнять библиотеку своих фильмов, поэтому в недрах Channel Four были созданы подразделения под названиями Film4, на которое ложилась ответственность за демонстрацию картин, и Channel Four Films, производственная компания, ориентированная на съемки телепостановок и скромных художественных фильмов, достойных быть продемонстрированными на канале-новичке. Между прочим, дебютной картиной, показанной новоявленной командой, стала телепостановка Стивена Фрирза «Уолтер» с Иэном МакКелленом в главной роли – картина не самая выдающаяся и известная, однако многообещающее начало было положено.
Долгие годы работа Channel Four Films была почти неизвестна за пределами Англии и Ирландии – продукция компании редко выходила за рамки телеканала, а за совместные проекты британцы брались неохотно, хотя опыт таких коллабораций у «Четвертого канала» был неплохой: «Париж, Техас» Вима Вендерса, «Хороший отец» Майка Ньюэлла, «Высокие надежды» Майка Ли. Вплоть до конца 90-х работа в Channel Four Films кипела, фильмов выходило по десятку в год, но в творчество снова вмешался бизнес – начиная с 1998 года и Channel Four, и дочерний канал Film4, и производственную компанию стали преследовать финансовые потери и инвестиционные неудачи, что привело к существенному перераспределению бюджетов, сокращению штата работников и заморозке многих проектов. Тут-то на сцене и образовалась Тесса Росс.
Энергичная новая руководительница имела за спиной немалый опыт – начавшая свою карьеру как литературный агент, Росс в 27 лет стала редактором одного из подразделений шотландского отдела канала BBC, два года спустя уже заведовала производством, а тремя годами позже Тесса влилась в руководство головного офиса ВВС. Уже тогда Тесса Росс активно принимала участие в производстве британских картин – ее имя значится, например, в титрах ленты «Билли Эллиот». Однако в куда большей степени ее продюсерский талант смог раскрыться на новом для нее месте – в 2002 году Росс возглавила дочерний киношный канал Channel Four, а в 2004 году, после очередных пертурбаций в структуре медиахолдинга, стала главой производственной компании, двумя годами позже получившей свое окончательное на сегодняшний день название – Film4 Productions. Именно с приходом Тессы Росс Film4 развернулась лицом к остальному миру и стала активно сотрудничать с другими производителями, радуя зрителей оригинальными яркими совместными проектами.
Первое время, выбираясь из кризиса, обретшая второе дыхание компания была осторожна – в свет выходили скромные малобюджетные картины местных талантов Шейна Медоуза, Кена Лоуча, Мартина МакДона. Именно с последним связана одна из самых громких побед компании в начале нового века – картина «Залечь на дно в Брюгге» стала не только любимицей критиков (три номинации на «Золотой глобус»), но и культовой для зрителей, а захудалый по европейским меркам городок превратился в туристическую Мекку. Однако камерная криминальная драма стала лишь разминкой на пути к вершинам успеха: в 2008 году при поддержке компании Film4 Productions и личном участии Тессы Росс как продюсера Дэнни Бойл выпустил свой главный хит «Миллионер из трущоб» – оскароносную мелодраму, собравшую по миру более 350 миллионов долларов и до сих пор являющуюся желанным гостем в телепрограммах. Одного этого фильма, двадцатикратно окупившего свой производственный бюджет, было достаточно для того, чтобы спокойно вкладываться в новые проекты, а потому Film4 Productions стала смело продвигать фильмы, не все из которых могли получить шансы на воплощение, не сорви Бойл свой куш. Свой путь к признанию и успеху в Film4 начали Стив МакКуин со своим «Голодом», Майкл Уинтерботтом с «Генуей», Сэм Тейлор-Джонсон со «Стать Джоном Ленноном», Ричард Айоади с «Субмариной», с британскими партнерами воплотил в жизнь свою мечту Питер Джексон с «Милыми костями».
Начиная с 2010 года компания и вовсе выбилась если не в лидеры, то в первые ряды производителей наиболее интересных и разноплановых картин не только Европы, но и мира. Практически каждая из выходящих под маркой Film4 Productions лент становится предметом обсуждения критиков и поклонников: «127 часов» того же Бойла претендует на «Оскар», «Тираннозавр» Пэдди Консидайна встряхивает дремлющих обывателей, «Стыд» МакКуина пощечинами приводит в чувство ханжей, «Железная леди» Филлиды Ллойд будит невероятное чувство патриотизма у всей Британской империи. Прошлый год и вовсе потрясает воображение: в копилке компании собрались «Транс», «На дороге», «Как я теперь люблю», жирной чертой работу Тессы Росс в компании подчеркнули «12 лет рабства» и его коллекция номинаций и наград, среди которых возвышается звание Лучшего фильма 2013 года по мнению Американской киноакадемии. Сама Росс в 2013 году из рук Дэнни Бойла получила почетный приз Британской академии за выдающийся вклад в кинематограф. Без сомнения, заслуженная награда.
Российский прокат часто не поспевает за картинами, выходящими в Европе, однако лучшие образцы, в том числе и производства Film4 Productions, всегда находят зрителя. Совсем скоро в наших кинотеатрах появятся «Двойник» с Джесси Айзенбергом и «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон, впереди маячит Майкл Фассбендер в сюрреалистичном «Фрэнке», Хелена Бонем Картер в драматичной «Суфражистке» и новый фильм Антона Корбийна «Самый опасный человек». Британия с ее яркими актерами, режиссерами и продюсерами, с ее непрекращающейся конкуренцией между ВВС и Channel Four, с ее глубоким историческим опытом и заряженностью на будущее не перестанет радовать. Благо, зрителям теперь не нужно сидеть у телевизора в ожидании шедевра – «Четвертый канал» отлично работает и на большом экране.
Самые кассовые фильмы: «Миллионер из трущоб», «12 лет рабства», «Железная леди».
Кассовая неудача: «На дороге».