Джеффри Дамер – один из самых известных серийных убийц прошлого столетия, и хроника его зверств не раз переносилась на экран. Тем не менее в «Моем друге Дамере» все смерти остаются за кадром – это история «становления» маньяка
Джеффри Дамер – один из самых известных серийных убийц прошлого столетия, и хроника его зверств не раз переносилась на экран. Тем не менее в «Моем друге Дамере» все смерти остаются за кадром – это история «становления» маньяка, рассказывающая о его последних годах учебы в школе, вплоть до первого убийства.
Название картины отсылает к автору графического романа, по которому она снята, – написал его Джон Бэкдерф (в фильме его играет Алекс Вулфф), одноклассник Дамера. Профессиональный художник, Бэкдерф начал разрабатывать этот проект еще в конце 90-х, сразу после известия о смерти Дамера (маньяка убили в тюрьме в возрасте 34 лет), в 2002-м он выпустил «пилотную» версию книги на 24 страницы, но в полноценном виде роман вышел только в 2012-м, удостоившись множества лестных отзывов и оперативно превратившись в киносценарий, который в 2014 году попал в так называемый черный список Голливуда (подборку многообещающих, но еще не экранизированных сценариев).
Несмотря на название, фильм удерживает Бэкдерфа на втором плане, Джон – лишь один из ребят, которые общались с Дамером, и в их отношениях тепла не видно. Основное же экранное время отведено самому Дамеру – авторы кропотливо описывают обстановку, в которой рос будущий маньяк, и его первые шаги по пути на темную сторону. Дома только постоянно занятый отец и невменяемая мать-скандалистка, в школе холодный мир жестоких подростков, где вечный изгой Дамер пытался привлечь к себе внимание, симулируя перед ничего не подозревающими людьми эпилептические припадки и изображая ДЦП. Интересно, что Бэкдерф не пытается себя обелить – он и его друзья сошлись с Дамером как раз на почве его публичных перформансов и для смеха всячески подталкивали вести себя как можно более странно. На это наложились проблемы с алкоголем, попытки разобраться со своей гомосексуальностью и явно нездоровое увлечение расчленением животных – и вот вам готовый маньяк, появления которого никто не заметил (свое первое убийство Дамер совершил всего через пару недель после окончания школы).
Росс Линч, играющий Дамера, с одной стороны, слегка перебирает с карикатурностью, изображая своего героя внешне нелепым, сутулым, подчеркнуто «деревянным», но с другой – делает его ярким, запоминающимся и, как это ни странно, понятным. Авторам предстояла сложная задача пройти по тонкой грани, не превращая заглавного героя в «жертву» и не изображая его исчадием ада, и можно сказать, что им это удалось – киношный Дамер вызывает одновременно интерес и смутное беспокойство. И если в реальной жизни от таких людей мы стараемся дистанцироваться, подсознательно чувствуя исходящую от них опасность, то фильм предлагает понаблюдать за одним из них с безопасного расстояния. Что это вам даст и нужно ли вам это вообще – другой вопрос.