В 1931 году лейтенанта разведки германского военного флота Рейнхарда Гейдриха отправляют в отставку за «недостойное поведение» по отношению к дочери влиятельного бизнесмена...
В 1931 году лейтенанта разведки германского военного флота Рейнхарда Гейдриха (Джейсон Кларк) отправляют в отставку за «недостойное поведение» по отношению к дочери влиятельного бизнесмена. Сразу после этого Гейдрих вступает в НСДАП и в СС и вскоре становится одним из самых известных и безжалостных гитлеровцев. Он возглавляет полицию безопасности, истребляет врагов режима, открывает концлагеря, активно участвует в разгорающейся Второй мировой войне и планирует холокост. В 1941 году Гейдрих становится высшим нацистским чиновником в оккупированной Чехословакии. В ответ на это чехословацкое «правительство в изгнании» и британские спецслужбы готовят убийство Гейдриха. Уничтожение гитлеровца поручают пражским подпольщикам и подготовленным в Британии агентам Йозефу Габчику (Джек Рейнор) и Яну Кубишу (Джек О’Коннелл).
Поскольку Рейнхард Гейдрих был убит прозападными, а не просоветскими диверсантами, эта страница истории была не слишком известна в СССР. На Западе же ее активно пиарят с 1942 года, и к настоящему времени об этом убийстве снято восемь картин, включая свежую ленту французского постановщика Седрика Хименеса, который снял свое кино на английском языке и преимущественно с английскими актерами.
Когда ваш фильм официально называется HHhH (аббревиатура немецкой фразы Himmlers Hirn heißt Heydrich, что переводится «Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом»), вы недвусмысленно намекаете, что у вас не все дома. И действительно, картина у Хименеса получилась шизофреническая. В то время как прочие постановки об операции «Антропоид» в основном рассказывают о Габчике и Кубише, Хименес уделяет первую половину ленты пунктирному изложению биографии Гейдриха и лишь после этого вводит в сюжет чехословацких диверсантов.
Интересное решение? Нет, дурацкое. За 45 минут Хименес не говорит о Гейдрихе ничего, что нельзя было бы изложить в паре вступительных титров. Такие продолжительные повествования о злодеях создаются, чтобы их объяснить и очеловечить. Однако Хименес не видит в Гейдрихе человеческих черт, и введение картины сводится к тому, что эсэсовец был подонком, который заслуживал казни. Объяснять такое 45 минут – слишком много чести для того, кто пачкал грязь, когда в нее наступал.
Когда фильм наконец-то добирается до сути сюжета, экранное время остается лишь на то, чтобы изложить канву событий, которая любителям истории хорошо известна по энциклопедиям, книгам и предыдущим семи фильмам, последний из которых («Антропоид» Шона Эллиса) вышел в прошлом году. Ничего нового Хименес не предлагает – это все та же сага о молодых парнях, которые рискуют своими и чужими жизнями (все понимают, что гитлеровцы ответят на убийство расправами), чтобы доказать, что их народ не сдался и что чехословацкое Сопротивление не боится нацистов. Если вы видели другие экранизации этих событий, «Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом» ничего существенного к ним не добавит.
С другой стороны, если это единственное кино об убийстве Гейдриха, которое вы готовы посмотреть, то это не худший выбор. Хименес убедительно передает героизм чехословаков и их уязвимую человечность, и он неплохо воссоздает атмосферу оккупированной Праги, где жить было трудно, но все же не так трудно, как в оккупированных городах СССР, где нацисты вели себя куда свирепее. Это компетентное историческое кино, отчасти пафосное, отчасти трогательное и достаточно напряженное. Но все же хотелось бы, чтобы режиссер больше рассказал о героях, чем о злодеях фильма.