Берлин будущего. Крупнейшая европейская столица стала прибежищем для отребья всех мастей из самых разных уголков планеты – подпольный бизнес здесь могут делить британские полицейские, дезертиры из американской армии и русская мафия
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания.
Берлин будущего. Крупнейшая европейская столица стала прибежищем для отребья всех мастей из самых разных уголков планеты – подпольный бизнес здесь могут делить британские полицейские, дезертиры из американской армии и русская мафия. В этом бедламе ничем не примечательной жизнью живет бармен Лео, в детстве в результате несчастного случая потерявший способность говорить. Одиночество мужчины скрашивает официантка Надира, которой даже нравится то, что ее возлюбленный молчит, однако в прошлом у женщины хранится множество секретов, один из которых заставляет ее исчезнуть без следа. Отправившись на поиски Надиры, Лео сталкивается с самыми жуткими пороками общества, собранными в берлинском подполье, но ближе к разгадке тайны не становится.
В противовес известному изречению о скомкавшемся первом блине, столь же распространено и обратное явление – иногда только то, что получилось в самом начале, и заслуживает внимания, остальное же является либо плохой копией оригинала, либо унылой попыткой повторить успех дебюта. Режиссер Дункан Джонс заслужил искренних восторгов своей первой полнометражной лентой «Луна 2112», в которой Сэм Рокуэлл в кадре и Кевин Спейси за кадром размышляли о вопросах самоидентификации и природе индивидуальности в мире клонов. Отличный задел на будущее, но это светлое будущее все никак не наступало – после «Луны» был «Исходный код», существенно более дорогой, но менее продуманный, затем последовала неудача с «Варкрафтом», экранизация которого была заведомо скверной идеей, но все это были студийные проекты, а вот личной историей для Джонса, как и дебют, должна была стать фантастическая драма «Немой».
После нескольких лет производственного кошмара «Немой» увидел-таки свет, правда, отправился прямиком в библиотеку Netflix, минуя экраны кинотеатров, и это, пожалуй, логичное решение с учетом того, что кино у Дункана Джонса не получилось. Сложно сказать, что замышлял автор, каким образом он представлял себе будущую ленту, но результат трудно назвать фильмом хоть сколько-то увлекательным, осмысленным и логичным, в нем просто собраны мелодраматические клише, простенький сценарий, картонные герои и штампованные ярлыки, и все это щедро приправлено визуальными решениями, почерпнутыми из «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. Увы, это не удовлетворило ни поклонников фантастики, ни фанатов режиссера и занятых в проекте актеров, ни даже зрителей, рассчитывавших на хоть сколько-то будоражащее зрелище, «Немой» – скучнейшая тягомотина, не умеющая сформулировать даже собственные претензии.
По большому счету «Немой» скорее напоминает простенький боевик вроде тех, в которых последние годы снимаются Антонио Бандерас или Брюс Уиллис, – герой в них теряет семью или друга, ищет виновного и карает его. Вот так бесхитростно все происходит и в будущем, с той лишь разницей, что герой Александра Скарсгарда так себе стрелок и боец, он всего лишь напористый и наглый здоровяк, которому время от времени везет на болтливых бандитов, рассказывающих первому встречному планы своих боссов и конкурентов. В остальном все банально: ищем, находим, мстим. Конечно, нельзя не отметить то, что Джонс пытается расширить узенький ручеек сюжета, без толку множа число персонажей, но это лишь раздувает хронометраж и откровенно утомляет.
К тому же следить за поисками главного героя неинтересно по весьма прозаической причине: ни Скарсгард, ни пропавший персонаж Сейнеб Салех не располагают к себе зрителя, второстепенные участники истории здесь если не интереснее, то много ярче. И исключительно яркость Пола Радда, Джастина Теру и прочих не позволяет прервать просмотр уже на десятой минуте – кажется, вместо сочинения сценария создатели «Немого» соревновались друг с другом в том, кто наиболее нелепо представит зрителю известного актера. Так, Доминик Монахан, например, стал японской гейшей, Радд отпустил усищи канадского лесоруба, Роберт Шиэн отрастил грудь, а Теру спрятался под копной соломенных волос и за огромными очками – такими мы их точно еще не видели, но, увы, внешний облик – это все, что фильм может зрителю предложить.
Грустнее всего, что, судя по финалу, именно такой нелепой и банальной Джонс себе историю немого бармена и представлял. Картина заканчивается беспомощным твистом в духе Шьямалана, у которого герои «Знаков» всю жизнь, сами того не ведая, готовились плеснуть в пришельца водой из стакана – в «Немом» Лео тоже пьет воду большими кружками, чтобы в финале спастись от гибели. Грустно и больно на это смотреть, большего разочарования сложно себе даже представить – Джонс оказался не новатором с ворохом смелых концепций, а выскочкой с одной-единственной умной мыслью. Она была сказана девять лет назад, дальше Дункану лучше было оставаться немым.