Пожилой британец Тони Уэбстер внезапно получает письмо из юридической конторы. Ему пишут, что мать девушки, с которой Тони встречался, когда учился в колледже, умерла и оставила ему немного денег и ценную вещь
Пожилой британец Тони Уэбстер (Джим Бродбент) внезапно получает письмо из юридической конторы. Ему пишут, что мать девушки, с которой Тони встречался, когда учился в колледже, умерла и оставила ему немного денег и ценную вещь. Юристы не могут сообщить, что это за вещь, поскольку основная наследница покойной отказывается передать ее Тони. Мужчина теряется в догадках, почему женщина, которую он толком не знал, упомянула его в завещании, и он начинает вспоминать давнишние события, связанные с его первой любовью и его лучшим другом.
Когда реклама обещает экранизацию известного современного романа, удостоенного престижной литературной премии, опытный критик ждет не шедевр, а фиаско. «Престижная» литература в наши дни часто пишется так, что ее очень трудно или попросту невозможно адекватно перенести на экран. И чем лучше книга, тем более невыполнимую задачу она ставит перед постановщиком.
Британская лента «Предчувствие конца» – наглядный пример этой проблемы. Удостоенный Букеровской премии одноименный роман Джулиана Барнса рассказывает две истории из жизни Тони Уэбстера, но суть книги не в том, что случилось с мужчиной и с его близкими, а в том, как это запечатлелось в его сознании. Иными словами, основное повествование «Предчувствия конца» – не канва внешних событий, а внутренние ощущения, переживания и воспоминания Тони, которые рождаются и складываются как реакция на внешние события.
В принципе, все это можно было бы как-то визуально и словесно передать на экране. Но индийский режиссер Ритеш Батра, в прошлом поставивший очень удачную болливудскую мелодраму «Ланчбокс», даже не попытался это сделать. Батра довольствовался воссозданием событийной канвы романа, а в случае «Предчувствия конца» это куда меньше, чем событийная канва «Войны и мира». Вычеркните философские отступления из эпопеи Толстого, и останется достаточно для захватывающего сериала. Когда же эта операция проводится с книгой Барнса, от романа остается лишь плоская и тягомотная история, которая в час по чайной ложке сообщает, почему лучший друг Тони много лет назад покончил с собой. Сюжет при этом получается донельзя «мыльным» (неудивительно, что болливудец им увлекся!), но едва интригующим, поскольку картина мало что делает, чтобы удержать зрительское внимание. Наоборот, от нее разит британской степенностью и церемонностью, которые усыпляют лучше снотворного.
В этом месте можно было бы по привычке похвалить Джима Бродбента, Шарлотту Рэмплинг и других звезд ленты за то, как они справляются со своими ролями. Но в чем смысл хорошей игры, если она не складывается в хорошее кино? Как бы талантлив ни был Бродбент, он не может спасти фильм, который не сделал его героя интересным персонажем. Кроме того, молодые актеры, подобранные для изображения персонажей в молодости, так мало походят на Бродбента, Рэмплинг и их коллег из «современной» части ленты, что невозможно поверить, что это одни и те же герои. А для «Предчувствия конца» преемственность времен чрезвычайно важна.
В общем, смотреть картину стоит лишь в том случае, если ее звезды для вас – наркотик, без которого начинается ломка. В противном случае лучше прочесть или перечитать книгу Барнса и задуматься о тех вопросах, которые она поднимает и которые в фильме Батры либо вовсе не затрагиваются, либо лишь мельком поминаются.