Ник и Сэм – мужчина и мальчик, называющие себя братьями, бегут от каких-то проблем в сторону не самых людных американских лесов, чтобы спрятаться в охотничьем домике. Они не слишком тепло относятся друг к другу, но зловещая тайна связывает их вместе и заставляет держаться рядом
Ник и Сэм – мужчина и мальчик, называющие себя братьями, бегут от каких-то проблем в сторону не самых людных американских лесов, чтобы спрятаться в охотничьем домике. Они не слишком тепло относятся друг к другу, но зловещая тайна связывает их вместе и заставляет держаться рядом. С большим трудом братья добираются до убежища, но натыкаются на полицейскую засаду, избежав которой юный Сэм вынужден прятаться в местной религиозной секте, но и здесь власти добираются до мальчишки. По крупицам выдавливая из беглеца сведения, полиция составляет картину жестокого преступления, которое заставило братьев сорваться в бега.
Загадка беглецов – излюбленный кинематографический прием. Если кто-то в кино убегает, скрывается, держит в себе какую-то страшную тайну, такой персонаж моментально притягивает к себе внимание зрителей, выдаваемая по крупицам, его история может держать в напряжении довольно долго. Правда, у подобного приема есть и оборотная сторона, о которую часто ломают зубы сценаристы и постановщики, – недостаточно одного только нагнетания напряжения, тайна должна быть раскрыта, и раскрыта логично. Увы, эффектный финал удается далеко не всем лентам, построенным на сокрытии от зрителей «страшной тайны», и «Странные» особенно хорошо демонстрируют всю глубину этой проблемы, завершаясь банальнейшим пшиком.
Собственно, весь фильм режиссеров и сценаристов Кристофера Рэдклиффа и Лорейн Волкштейн состоит даже не из тайн, а из недоговоренностей. Авторы просто предпочитают зрителю ничего не объяснять, полагая, что это увлечет нас еще сильнее – мы не знаем, приходятся ли Ник и Сэм друг другу братьями или они просто соседи, мы не понимаем, зачем они бегут (особенно явственно этот вопрос встает после того, как в финале срываются покровы тайны), непонятны отношения внутри этой пары и то, как они общаются с окружающими. Наконец, совсем уж особняком стоит эпизод с исчезающей кружкой – если создатели картины хотели всех запутать, то в первые полчаса это отлично удается.
А вот дальше все идет наперекосяк – увлекшись созданием атмосферы, авторы просто позабыли о своих героях и не вдохнули в них ничего, что могло бы заинтересовать, а тем более привлечь зрителя. Должны ли мы переживать за беглецов? Или мы должны их бояться? Они заодно или один находится в заложниках у другого? Вопросы эти невольно возникают в зависимости от показанных ситуаций, но ответов на них нет, а потому нет и однозначного отношения к героям. Очень скоро становится все равно, что с ними происходит и почему, и это равнодушие в первую очередь испытывают сами авторы, откровенно искусственно растягивая и без того пустой финал.
Кстати, раз уж упомянули, об атмосфере. После премьерного показа картины на фестивале независимого кино SXSW кое-кто из критиков поспешил похвалить Рэдклиффа и Волкштейн за создание изысканной, напряженной экранной среды, сравнивая «Странных» с картинами Терренса Малика и даже Андрея Тарковского, но это, разумеется, очень большое допущение. Да, путешествия по лесам, удачно выбранные операторские планы, контраст просторов природы и тесной клетки помещения хороши, но в рамках базовых знаний любого режиссера, ничего особенно выдающегося в этом нет.
Точно так же не стоит торопиться превозносить достоинства Алекса Петтифера и Джеймса Фридсон-Джексона – актеры в своих ролях достаточно убедительны, но показатель ли это внезапно раскрывшегося таланта (коим Петтифер, например, никогда не блистал), удачное стечение обстоятельств и атмосферы тайны или просто случайность и иллюзия, пока решительно непонятно. «Странные» так назван неслучайно – в нем странно и непонятно решительно все.
Безусловно понятно только одно: загадка сама по себе не имеет ценности, если к ней нет уникального ключа, а ответ не имеет ценности. В «Странных» ответ очевиден любому прозорливому зрителю и ничуть не удивляет, а ключи к ларчику используются слишком вычурные, не позволяющие сосредоточиться на сюжете. В данном случае фильму это только мешает, а зрителя утомляет.