Старшеклассница Эбигейл возвращается в школу после долгого пребывания в психиатрической лечебнице. У нее нет друзей, и одноклассники ее сторонятся, а стервозная чирлидерша Мелисса не упускает случая поиздеваться над Эбигейл...
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания.
Старшеклассница Эбигейл (Куинн Шепард) возвращается в школу после долгого пребывания в психиатрической лечебнице. У нее нет друзей, и одноклассники ее сторонятся, а стервозная чирлидерша Мелисса (Надя Александр) не упускает случая поиздеваться над Эбигейл. Обе девушки записаны в театральный кружок, которым руководит привлекательный учитель Джереми (Крис Мессина). Мужчина предлагает поставить фрагменты из хрестоматийной пьесы Артура Миллера «Суровое испытание» о преследовании салемских ведьм, и он поручает Эбигейл выигрышную роль тезки-антагонистки Эбигейл Уильямс. Это сильно обижает Мелиссу, которая сама хотела блеснуть на сцене. Тем временем Джереми и Эбигейл сближаются, и девушка надеется, что их отношения перерастут в роман.
Несмотря на свою привлекательность, молодая голливудская актриса Куинн Шепард нечасто получает главные роли. Но если кино не идет к Магомету, то Магомет сам идет к кино. Артхаусная драма «Вина» – полнометражный дебют девушки как режиссера, сценариста и продюсера.
По словам Шепард, она задумала «Вину», когда в школе занималась в театральном кружке и участвовала в постановке «Сурового испытания». Действительно, в фильме чувствуется, что это сочинение девушки, у которой еще не зажили душевные раны от подростковых переживаний. Параллель с «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики напрашивается сама собой, но «Вина» – иная по духу картина. Там, где у россиянки страсти рвутся наружу и захлестывают экран, у американки они бурлят внутри и проявляются в пронзительных взглядах, обидных выкриках и манипулировании школьной системой. Возможно, Мелисса хотела бы избить Эбигейл. Но зачем нарываться на исключение, если можно действовать коварно и тонко? Хотя героиня Александр не кажется интеллектуалкой и ее поступки не отличаются мудростью, при необходимости она может состряпать интригу в худших традициях салемского процесса.
Сюжет «Вины» вращается вокруг отношений Джереми и Эбигейл, но запретный роман учителя и ученицы не является сутью постановки. Это не кино о том, можно или нельзя целоваться с «преподом». «Вина» использует любовную коллизию как проявитель всей гаммы спутанных подростковых чувств – романтических, дружеских, семейных. Мы видим, как Эбигейл имитирует своих любимых литературных героинь в одежде и в поведении, как Мелисса и ее подруга Софи переживают свои первые, малоприятные сексуальные приключения, как преследование Эбигейл настраивает против Мелиссы другую ее подругу – более независимую, чем «девушка-хвостик» Софи… И мы замечаем, что истоки поведения Эбигейл и Мелиссы можно найти в их семьях, явно не счастливых и не особенно любящих.
Последнее обстоятельство заставило некоторых западных критиков удариться в рассуждения о том, что Шепард изображает своих героинь как жертв мужчин и взрослых. Однако это явно не так. У некоторых поступков и идей Эбигейл и Мелиссы есть внешние причины, но это не значит, что девушки не вольны в своем поведении и что они не несут ответственность за то, что творят. Обе героини – не пешки, а королевы, и обе ведут свою игру. Хотя, конечно, это наивные подростковые игры, которые основаны на всплесках гормонов, личных обидах и желании ощутить себя взрослыми, а не на холодном и циничном расчете. Шепард объясняет своих героинь, но не оправдывает их и не лишает самостоятельности.
В итоге получается убедительное и неплоское изображение девичьего взросления. С другой стороны, никаких Америк лента не открывает, и мы не раз видели аналогичные истории в кино и на ТВ, причем в более страстной, драматичной и динамичной обертке. Как и многие артхаусные дебюты, «Вина» тяготеет к претенциозной медитативности и потому кажется затянутой, хотя длится чуть больше полутора часов. Кроме того, юношеская наивность чувствуется не только в поступках персонажей, но и в режиссерских и сценарных решениях, порой комично прямолинейных.
В общем, рекомендовать «Вину» рука не поднимается, но это любопытный и небездарный дебют с достойной актерской игрой. Будет интересно узнать, что еще снимет Шепард, если продолжит режиссерскую карьеру.