Не слишком уверенно и внятно рассказанная история одной трагедии, произошедшей во время иракской кампании в американской армии
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания.
Брендон Бартон и Дэниел Мерфи познакомились в учебке перед отправкой на службу в Ирак и, несмотря на большие различия в характерах, стали хорошими приятелями. Накануне командировки Бартон пообещал матери Дэниела присматривать за ее сыном, но выполнить свое обещание ему не удалось – домой Брендон вернулся один, а его друг исчез при невыясненных обстоятельствах. Бывший солдат ни с кем не хочет обсуждать случившееся в Ираке, но инициированное семьей Мерфи расследование делает его сначала свидетелем, а затем и подозреваемым, за которым гонится полиция. Бартону не остается ничего иного, как встретиться с матерью друга и раскрыть ей подробности трагедии.
Сломанные войной судьбы – неистощимый источник сюжетов для литературных, театральных и, разумеется, кинематографических драм, сложно представить какие-то иные обстоятельства, в которых эмоции были бы столь ярки, а трагедии столь разрушительны. Увы, история человечества с войнами связана постоянно, и авторам не обязательно обращаться к преданиям глубокой старины, событиям вековой давности или крупнейшим битвам прошлого тысячелетия – кровавых конфликтов предостаточно и в наше время, да и зрителям ближе те герои, которых можно ассоциировать со своими близкими, родными, соседями. Вот только широкими возможностями еще нужно уметь пользоваться, а удается это далеко не всем даже на такой «благоприятной» почве, как военная драма.
«Желтые птицы», которых, конечно, правильнее называть «Птенцами» или «Желторотиками», – история того, как армия и война ломают человеческие судьбы, отнимают жизни, превращают жизнерадостных молодых людей в изможденных морально стариков, чьи мысли заняты лишь смертью – чужой или своей. Таких картин в Голливуде в последние годы выходит предостаточно, Ирак с Афганистаном, хоть и не стали новым Вьетнамом, ударили по американскому обществу весьма существенно – получать гробы с фронтов, смысл которых не слишком понятен, войны, которая выглядит чем-то далеким и несущественным, всегда больно. И «Желтым птицам», в общем-то, есть что сказать на эту тему, но картину серьезно подводит не слишком внятная режиссура, опирающаяся на сценарий, остро нуждавшийся в доработке.
Грустно осознавать, но сюжет «Птиц» укладывается в полчаса, однако авторы серьезно напряглись и растянули хронометраж да «стандартных» 100 минут – из-за этого лента серьезно потеряла в динамике, утратила некоторые логические связи, а драматизм, размазанный тонким слоем, утратил свою силу. Фильм обманывает расчеты зрителя, он словно останавливается на длинном замахе, но удар не наносит либо вместо решающего нокаута ограничивается каким-то вялым тычком. Понятно, что создатели картины очень рассчитывали на то, что шокирующий финал с выворачивающей своей жестокостью реалистичностью заставит забыть о не слишком внятной подготовке, но эффектного взрыва не получилось – скорее, наоборот, усталость ведет к разочарованию.
Наверное, режиссеру Александру Мурсу хотелось бы, чтобы после просмотра мы говорили о тяжести бессмысленных потерь, о невозможности вернуть некоторых погибших, об отсутствии могил для части солдат, но кино оставляет столько зияющих пустот, что проникнуться горечью драмы просто не получается. Фильм показывает очень странную армию, в которой можно запросто покинуть расположение части и отправиться на поиски пропавшего товарища, мирная жизнь в нем тоже демонстрируется какой-то ненастоящей, словно выдуманной человеком, скучающим по дому, даже сомнения и раскаяния командира Бартона и Мерфи не воспринимаются искренними – близкими зрителю герои и обстоятельства не становятся, и виной тому зыбкая сценарная конструкция и неуверенная постановка.
А вот актеров отметить стоит, тем более что для Олдена Эренрайка и Тая Шеридана сегодня настали горячие времена – после заметных блокбастерных образов каждое их новое появление на экране будет вызывать повышенный интерес. Оба, к счастью, не подводят, и хотя их выступление не назовешь чем-то чрезвычайным или невероятным, это добротные работы, за которые не принято критиковать. Мощи тандему добавляет и Джек Хьюстон, сыгравший командира новобранцев, сурового, но ответственного сержанта. Несколько непривычно видеть в роли безутешной, не скрывающей слез матери обычно радостно заливающуюся смехом Дженнифер Энистон, но никаких сомнений в ее талантах нет – она на месте.
Жаль, конечно, что действительно сильной, трогательной, разрывающей драмы из «Желтых птиц» не получилось, картина определенно имела потенциал, но попала не в те руки. При большом желании зритель, конечно, может «додумать» то, что не получилось проартикулировать авторам, но зачем утруждать себя этим, ведь есть куда более талантливые работы и впечатляющие постановки. Лента Мурса же останется творческим упражнением, которое выполнено на «троечку» – старание видно, но вдохновение прошло мимо.