Фильм-дамба, удерживающий веру в человечество и память о борьбе с коррупцией.
На ММКФ раздали призы, и статуэтку за лучшую режиссуру взял дебютант Тонатью Гарсиа: будучи композитором, музыкантом и писателем, мексиканец решил попробовать себя в качестве кинематографиста-создателя полнометражного художественного фильма — как видим, успешно.
Картина основана на реальных событиях, произошедших в Мексике в 2012-2014 годах: жители провинции Веракрус одержали победу в борьбе с транснациональной корпорацией и коррумпированными властями, решившими построить дамбу на животворящей реке. Для Гарсии важно показать боль и волнения людей, поэтому разлив бурлящих протестов показан через призму местной семьи. Молодая экоактивистка почти в одиночку представляет интересы целого города, а старожилы не могут представить жизнь без свежей рыбы и обитающих в реке таинственных русалок.
В нарративе фильма гораздо интереснее следить за отношением создателей к рассказанной истории, чем за действиями персонажей. Режиссер проделал огромную работу, встречаясь с участниками событий, сверяясь с архивами и вкладывая в сценарий собственное мнение. «Черная луна» чем-то напоминает «Суд над Чикагской семеркой», только на три тона спокойнее и уклончивее: Гарсиа предпочитает общаться метафорами, и в выдуманной семье главных героев появляются проблески режиссерского персонализма. Проблема постройки дамбы сочетается с темами миграции, сексуальных домогательств и стремления к лучшей жизни, которые знакомы зрителю и без контекста.
Вместо архивных материалов и точных дат Гарсиа передает напряжение через людские шепоты на кухне, буйный карнавал на улице и жаркие танцы под гитарный перебор. Словно все вокруг просыпается и набирается силы, чтобы дать отпор. Зритель погружается в обстановку, какая ждет только в Латинской Америке: жгучая страсть пронизана настоящей любовью, а это, как известно, самое сильное оружие. Гарсиа ставит в параллель шумный костюмированный праздник и жестокие бои с полицией, как бы намекая, что оба события — неотъемлемые части жизни местных.
По настроению «Черная луна» напоминает «Землю Алькаррас», но в ленте Карлы Симон зрителя ждет райский аромат персиков, а Гарсиа бьет в лицо слезоточивым газом. Горький привкус смешивается с семейной драмой, которая, честно сказать, играет не главную роль. Быт, показанный в фильме, поэтичен — каждая деталь несет сакральный смысл, как артефакт, из которого герои черпают силу. Когда вдаль по железным путям уходит самый старый хранитель очага, молодые продолжают его дело с новым импульсом.
Есть картины, чьи потайные смыслы скрываются в полутонах. В «Черной луне», при всех попытках Гарсии замаскировать прямолинейность под семейные разборки, построить дамбу между режиссерским «я» и объективностью не получилось: отношение создателей к коррумпированным богачам очевидно. Зато возведена целая стена памяти тем, кто сражался за родные земли.
Ситуация в Мексике сейчас сильно улучшилась. В 2018 году пришел конец эре политической диктатуры, длившейся 80 лет. «Движение национального возрождения» ставит страну на путь в сторону лучшей жизни. Верхушки, виновные в событиях 2012-2014 годов, отбывают срок в тюрьме.
Гарсиа не хотел снимать фильм о коррупции, но все равно это сделал. Возможно, потому что некоторые темы не терпят замалчивания. На пепелище борьбы за справедливость герои «Черной луны» берутся за руки и объединяются против общего врага. Зрителю остается смотреть и не верить своим глазами.