Не безнадежный, но второсортный авиационный триллер. Типичное одноразовое жанровое кино
Сотрудник службы авиабезопасности Билл Маркс (Лиам Нисон) вылетает из Нью-Йорка в Лондон. Вскоре после взлета на его служебный телефон, подключенный к закрытой для посторонних беспроводной сети, приходит SMS, в котором преступники требуют перечислить на офшорный банковский счет 150 миллионов долларов. В противном случае злодеи грозятся каждые 20 минут убивать по пассажиру. Билл пытается предотвратить преступление и вычислить, кто из летящих в самолете шлет ему сообщения. Однако обстоятельства складываются так, что его самого начинают подозревать в попытке шантажировать авиакомпанию и захватить самолет.
Воздушные триллеры почти так же предсказуемы, как романтические комедии. Когда фильм обещает, что почти все его действие пройдет на борту самолета, опытный зритель сразу понимает, чего ждать от такого кино. Смурной главный герой (возможно, алкоголик), обаятельная стюардесса, шантаж и угрозы, труп в туалете, потасовка в тамбуре, «отключение» пилотов, истерика и паника пассажиров, взрыв бомбы, разгерметизация салона, аварийная посадка, «На борту есть доктор?», «На борту есть пилот?», смертельно больной ребенок, которому срочно нужно на операцию… Ненужное зачеркнуть, нужное подчеркнуть. То, что пародировалось в «Аэроплане», подчеркнуть дважды, красным карандашом.
К сожалению, «Воздушный маршал» – типичный представитель жанра, в котором есть не все, но почти все вышеперечисленное. Поначалу, правда, картина хорохорится и пытается выделиться из толпы. Первое убийство обставлено великолепно – если бы лента продолжила в том же духе, могло бы получиться замечательное, многослойное кино (к сожалению, мы не можем рассказать, какие именно это были бы слои, потому что не хотим выдать самую неожиданную из сюжетных тайн фильма). Но чем дольше развивается действие, тем предсказуемее становится картина, и в финале чувствуешь не катарсис, а разочарование от абсолютной плоскости, шаблонности и примитивности происходящего. «Начали за здравие, а кончили за упокой» – иначе о «Маршале» не скажешь.
Что ж, по крайней мере, у ленты все в порядке с драйвом и с атмосферой. Повествование не проседает ни на секунду, а салон самолета снят достаточно клаустрофобически, чтобы из него хотелось выпрыгнуть, не дожидаясь развязки. Хорош и Нисон, который после «Заложницы» отлично чувствует себя в ролях экшен-героев из второсортных боевиков и триллеров. Правда, хорош он настолько, насколько хорош его персонаж, а Билл Маркс – это лишь тень Брайана Миллса из «Заложницы». Он точно не из тех героев, кто надолго врезается в память и вдохновляет нас, когда мы сами пытается учудить что-нибудь героическое.
Что до других персонажей, то о них сказать нечего. Физиономия злодея (злодеев? злодейки?) вылетает из головы еще до начала заключительных титров, а Джулианна Мур и Мишель Докери (леди Мэри из сериала «Аббатство Даунтон»), вроде как делящие с Нисоном звание главных героев, на поверку оказываются привлекательной мебелью. Обидно, что в «Аэроплане», пародийной комедии более чем 30-летней давности, у главной героини была куда более значимая и яркая роль, чем у героинь «серьезного» современного триллера.
Тем не менее, один раз «Маршала» все же посмотреть можно. Это компетентное кино с изобретательной завязкой и сохранением интриги до финальных сцен. Минимальным жанровым требованиям оно соответствует, страх перед полетами провоцирует, далеко за пределы здравого смысла не выходит… Так что если вы цените воздушные триллеры и любите Нисона, то дайте «Маршалу» шанс. Но не ждите от него чудес. Он ведь воздушный маршал, а не Маршал Победы.
С 13 марта в кино.