Не самый впечатляющий, но вполне атмосферный ужастик об очередном зловещем особняке, находящемся под властью темных сил
Ирландская глушь, 1920 год. На отшибе небольшого городка, тяжело переживающего потери Первой мировой войны, расположился угрюмый особняк, в котором от посторонних глаз скрываются затворники, брат и сестра Эдвард и Рэйчел. Несмотря на аварийную ситуацию старого дома и непростое финансовое положение, молодые хозяева не спешат продать владение или избавиться от накопленной рухляди. Все потому, что ночью дом принадлежит не им, а зловещим монстрам, приходящим из воды. Чтобы выжить, Эдвард и Рэйчел должны следовать нехитрым правилам. Все меняется, когда в городе появляется комиссованный солдат Шон, Рэйчел теряет голову и нарушает установленный распорядок жизни старого дома. Обитатели мрачного, заполненного водой подвала немедленно требуют за это жестокую плату…
Обычно серьезно запаздывающие по сравнению с остальным миром релизы зрителей и критиков расстраивают – грустно сознавать, что смотреть нам предлагают то, что давно потеряло свою актуальность и свежесть. Но порой судьба складывается так, что пауза придает запоздавшей картине очков, причем самым неожиданным способом. Так, по-хорошему, «Обитателей» у нас стоило показать еще в прошлом году, но на российские экраны фильм выходит только сейчас, выезжая на волне успеха фильма «Русалка. Озеро мертвых». Так что, если ужасов, приходящих из-под воды, вам после просмотра ленты Святослава Подгаевского показалось маловато, добро пожаловать в еще один загородный дом, где повышенная влажность вызывает приступы паники.
Основательно подкованным поклонникам жанра «Обитатели» не покажутся чем-то новаторским, оригинальным и не заставят плотно вжаться в кресло. По большому счету это фильм ужасов, рассчитанный на аудиторию более мягкую, привыкшую к тому, что ее не только будут пугать, но и поддержат в особенно жутких местах. И этим ирландская лента также близка к «Русалке» – в ней достаточно времени уделяется романтике и девичьим переживаниям. Правда, настрой «Обитателей» иной. Если у нас героиня боролась с нечистью за любимого, то теперь все происходит иначе – неожиданно вспыхнувшая любовь заставляет главную героиню переступить десятилетиями установленные правила. Если хотите, это своеобразная ода свободолюбию высоких чувств и отваге пойти против мнения старших.
При этом обязательно стоит отметить то, с какой любовью и старанием авторы картины создавали тот мир, который Рэйчел разрушает своим неповиновением. Фильм постепенно нагнетает напряжение, нехотя выдавая тайну, которая окружает проклятый особняк, и формулируя нехитрые правила, сохраняющие брату и сестре жизнь: быть в своих комнатах с заходом солнца, не приводить в дом чужаков и не пытаться сбежать. Удачным можно назвать и сценарный ход с противопоставлением особняка остальному миру. Вы думаете, что в доме героям должно быть страшно, но снаружи ждет еще более жестокий и злой мир, в котором легко стать жертвой ограбления, избиения или изнасилования. В целом атмосферу ленты вполне можно назвать плотной и обволакивающей, что поддерживается великолепным музыкальным рядом.
Разумеется, нельзя не поговорить и о страшной «составляющей». Как это часто бывает, наибольшие проблемы «Обитатели» начинают испытывать, когда фильму приходится показывать зрителям монстров. Поначалу пугать всплесками, шепотами и скрипами удается на твердое «четыре». Сцены под водой сняты очень достойно и заставляют зрителя задерживать дыхание, да и вообще сырость и сочащаяся из-под деревянных полов темная влага так и тянут поморщиться и поежиться. А вот в финале лента дает слабину, но это проблема практически 99% хорроров – напугать чем-то осязаемым, видимым и ощутимым гораздо сложнее, чем тем, что мы сами себе фантазируем.
Наверное, по уверенности работы со зрителем, по подбору актеров и по работе над самыми ужасающими моментами «Обитатели» уступают таким признанным хитам «мейнстримового хоррора», как «Заклятие» или «Астрал». Но в ряду лент попроще, вроде «Сламбер: Лабиринты сна», «Обители теней» или «Винчестер: Дом, который построили призраки», ирландцы выглядят своими – пугают в меру, не дают скучать, но и тоску не наводят. Получилось не слишком глубоко, но и не сыро, и концы в воду.
С 26 июля в кино.