Необычная теледрама «не для всех», рассказывающая о духовных терзаниях членов вымышленного полутоталитарного религиозного культа
Эдди Лейн (Аарон Пол), его жена Сара (Мишель Монаган) и вся их семья живут в поселении религиозного движения майеристов. Эта секта проповедует вегетарианство, помощь ближним, семейные ценности и приближение к божественному с помощью обрядов и наркотиков перуанских индейцев. Во время одного из таких обрядов на Эдди нисходит пугающее откровение. Он видит, что лидер и основатель их секты не работает, как считается, над заключительной частью священной книги, а лежит в коме и умирает. Пока мужчина мучительно пытается понять, как ему реагировать на это видение, его жена подозревает, что Эдди ей изменяет. Тем временем фактический лидер майеристов Кэл (Хью Дэнси) решает активно заняться рекламой для привлечения новых сторонников.
Во второй половине 2000-х кабельный канал HBO транслировал занимательнейший сериал «Большая любовь», который рассказывал о семье мормонов-многоженцев и об их отношениях с окружающим миром. Новое оригинальное шоу интернет-сервиса Hulu похоже на «Большую любовь» тем, что это тоже повествование о сектантах, живущих не совсем так, как большинство американцев (даже верящих в Бога). Но, судя по двум первым сериям «Пути», проект Джессики Голдберг далеко не так увлекателен, как сериал, сделавший телезвездой Джиннифер Гудвин.
Главная беда «Пути» в том что он в основном, посвящен отношениям персонажей с вымышленным майеризмом, более всего похожим на сайентологию, но все же не являющимся ее точным аналогом. Эдди пришел к вере, когда был молодым человеком на грани суицида, и теперь он в ужасе от того, что может перестать верить и разрушить всю свою с трудом выстроенную жизнь. Сара родилась в семье майеристов, и она даже не может представить, что можно жить как-то иначе. Кэл наслаждается явной и тайной властью, которую ему дает его положение в секте, и он пытается стать еще сильнее и еще влиятельнее – понятно, на благо всего человечества, которое якобы только выиграет, если услышит его проповедь. Новообращенная проститутка-наркоманка Мэри (Эмма Гринуэлл) видит в майеризме путь к чистой жизни и к освобождению от своего омерзительного отца. Наконец, старшеклассник Хок (Кайл Аллен), сын Эдди и Сары, тяготится тем, что ходит в одну школу с неверующими, но также чувствует влечение к однокласснице, которая восхищается благотворительностью майеристов.
В теории все это довольно драматично, но на практике конфликты «Пути» страдают от умозрительности. Им не хватает той «плоти и крови», которая отличала семейные по своей природе конфликты «Большой любви». Да, семейные противоречия в новом шоу тоже есть, но они тут вторичны. Основа «Пути» – противоречия между страстями героев и их учением, и сопереживать этим терзаниям трудно, поскольку мы, зрители, точно знаем, что Майер никакой не пророк и что его учение было придумано специально для шоу. В отличие от ортодоксального мормонизма, изучение которого (хотя бы по ТВ) может помочь в общении с реальными американцами.
Кроме того, в «Большой любви» отношения между главным героем Биллом и его женами были куда важнее, чем их отношения с Богом. В «Пути» же все ровно наоборот, и потому в эти отношения труднее «встроиться», труднее начать им глубоко сопереживать. Каждый, у кого есть семья, может представить себя мужем двух жен, но даже среди верующих не каждый может вообразить себя тем, чья вера поколеблена наркотическим видением мужика под капельницей. Даже если умом понимаешь, насколько это видение важно для Эдди, сердцем это постичь нелегко.
Впрочем, если для вас это не проблема и вы как раз готовы принять всерьез шоу о верующих персонажах, их причудливой вере и том, что притягивает и удерживает людей внутри культа, то «Путь» может ответить на ваши чаяния. Так как актеры в нем собраны яркие (особенно Пол, Дэнси и Монаган) и так как сюжетных нитей в сериале даже больше, чем нужно для 10-серийного зрелища. Плюс любопытно само изображение «мягкого» тоталитарного культа, который лишь изредка показывает свои острые зубы, а обычно предстает чинно-благородной организацией, не предъявляющей к своим членам никаких запредельных требований. Это придает повествованию ту неоднозначную двойственность, которой редко отличаются истории о подобных сектах. А ведь известно, что чем сложнее взгляд на явление, тем больше его нюансов можно охватить – вместо того, чтобы покрасить все в черный цвет и плюнуть сверху.