
Еще одна неудачная попытка Кевина Смита сыграть в чужую игру – в фильме есть интересные детали, но как единое целое он совсем не впечатляет
Еще одна неудачная попытка Кевина Смита сыграть в чужую игру – в фильме есть интересные детали, но как единое целое он совсем не впечатляет.
Американский подкастер Уоллас (Джастин Лонг) приезжает в Канаду, где ему нужно раскрутить «забавную» историю о парне, который случайно отрубил себе ногу самурайским мечом. Однако по приезде выясняется, что юноша покончил с собой, и теперь Уоллас остался без материала. В поисках страховочной истории он цепляется за объявление от пожилого путешественника, в котором тот приглашает к себе постояльцев, обещая развлекать гостей историями из своей жизни. Загадочный мужчина, представившийся Говардом Хау (Майкл Паркс), и правда оказывается весьма интересной личностью – он знал самого Хемингуэя. А еще он оказывается сумасшедшим маньяком, одержимым идеей превратить своего пленника в… моржа.
Когда-то Кевин Смит был настоящим рупором американского «инди» – он снимал необычное, умное, смешное кино о своем поколении, о дружбе и об отношениях. Однако в какой-то момент «что-то сломалось», постановщик попытался перейти в коммерческий мейнстрим с «Девушкой из Джерси» и потерпел неудачу. Не снискали коммерческой популярности и его следующие фильмы, а тем временем от Смита начали отворачиваться его старые фанаты, которые могли простить ему многое, но только не плоский и вторичный «Двойной копец».
Попытка сменить курс и переключиться на страшное кино с «Красным штатом » тоже не принесла Смиту особых барышей – этот любопытный, но откровенно сырой триллер заглядывался на ленты Илая Рота и Квентина Тарантино, но не предлагал зрителю ничего радикально нового. «Бивень», в свою очередь, вырос из подкаста, который Смит уже давно ведет со своим давним партнером и другом Скоттом Мозье, и в главном герое фильма нетрудно увидеть альтер эго самого Смита – это в целом неплохой, но развращенный ожиданиями своих фанатов «арлекин», который постоянно наращивает обороты, не задумываясь о последствиях своих действий. Он сквернословит, пошлит, рискованно шутит и отбивает чечетку на чувствах других людей – пока неожиданно не получает аналогичное и даже более экстремальное отношение к себе со стороны благообразного на вид старичка.
В целом это интересная идея для фильма, которую можно было раскрутить и в психологический триллер а-ля «Мизери», и в черную комедию, но ограничиться чем-то одним Смиту показалось мало. Поэтому первые полчаса он снимает одно кино (это лучшая часть фильма), затем превращает «Бивень» в театр одного актера имени Майкла Паркса (еще в «Красном штате» было видно, что Смит от него в буквальном смысле млеет), следом неожиданно переключается в режим сюра ради сюра (похороненный под клоунским гримом Джонни Депп играет канадского француза настолько стереотипно, что его не взяли бы даже в «Шоу Бенни Хилла»), а под конец ударяется в пошлую паточность, от которой Том Сикс, снявший «Человеческую многоножку», разразился бы демоническим хохотом.
Возможно, все это имело бы смысл, если бы каждая из этих частей несла какую-то собственную смысловую нагрузку, но ничего подобного в «Бивне» не видно. Складывается ощущение, что все эти «переключения» нужны Смиту только для того, чтобы продемонстрировать, что он еще ого-го и эге-гей, что его рано списывать со счетов и что если дать ему шанс, то он еще всем покажет. Жаль, но чем дальше в лес, тем меньше на это шансов – особенно в жанре хоррора, который Смиту не дается ну никак. При всей своей тупости и прямолинейности, та же «Человеческая многоножка» даст «Бивню» сто очков форы – потому что во всех своих низменных проявлениях она была искренней, а искренность подкупает.