Безупречное (анти)военное кино.
В работающий в Ираке отряд саперов прибывает сержант Уильям Джеймс, обезвредивший уже больше семисот мин и, похоже, не знающий страха Фильм, обошедший на поворотах «оскаровской» гонки самую успешную кассовую картину всех времен. Фильм, принесший первую награду американской киноакадемии за лучшую режиссуру женщине. Понятно, что с таким урожаем триумфов место в истории «Повелителю бури» обеспечено.
Но хотелось бы думать, что это место он нашел бы и без помощи многочисленных премий. Ведь он выполнен практически безупречно. Вступая на сложную и опасную территорию иракского конфликта, Кэтрин Бигелоу («Странные дни», «На гребне волны», «К-19») сумела разом обойти все ловушки, подстерегающие постановщиков картин на горячие политические темы. Здесь нет ни показного патриотизма, ни, наоборот, приторного миротворческого пафоса – нет вообще никаких политических заявлений. Сосредоточив весь фильм на уровне взгляда солдат, буднично занимающихся смертельно опасной работой, Бигелоу выяснила, что на этом уровне традиционные оправдания войны – политические, идеологические, экономические, религиозные – теряют всякий смысл.
Для саперов на задании есть только взрывное устройство – а кто его подложил, какими целями руководствовался и был ли при этом прав или неправ, уже не играет роли. И такой узкий фокус в конечном итоге оказывается самым точным. Высказываясь о природе войны, Бигелоу остается завороженной ее механикой. Работа сапера – концентрированное напряжение, и «Повелитель бури» держит его все два часа, не отпуская ни на секунду, накручивая нервы, не давая расслабиться. Сочетание мощнейшей, сбивающей с ног формы и глубокого, небанального содержания – то, за что и следует давать в этом мире «Оскары».