
Колкие рифмы о взрослении.
Рита (Полина Цыганова), живущая с хмурым отцом (Дмитрий Куличков), ненавидит колледж, родительские нравоучения и мейнстрим. В качестве досуга выбирает неоновые вечеринки и крепкий алкоголь, заделывая диетой из отрешенности и едкого сарказма зияющие в сердце пустоты. А еще Рита пишет проникновенные стихи, немного ироничные, немного грустные, всегда берущие за душу. За постоянные прогулы и неважную успеваемость девушку отчисляют из колледжа, и лелеемая отцом мечта устроить дочь фармацевтом оказывается под угрозой. Рита же, втайне планирующая побег в Москву, чтобы накопить на авантюру, устраивается сиделкой к своей учительнице математики (Елена Лядова). Татьяна Николаевна живет с дочерью-инвалидом Сашей (Зинаида Ястржембская) несколькими этажами ниже и отчаянно нуждается в помощи — ребенку с ДЦП важны постоянный присмотр и уход.
Между девушками, почти ровесницами, завязывается дружба, перетекающая в искреннюю сестринскую любовь. И Рита, большинство сверстников которой выбирают между заводом, торговым залом и развозом «закладок», с помощью Саши видит наконец направление, в котором хочет двигаться.
Премьера «Чистого листа» Полины Кондратьевой по сценарию Марии Гончаровой состоялась в конкурсе полнометражных дебютов фестиваля «Короче». Фильм уже взял Гран-при и вообще оказался лучшей картиной в своем блоке — такое хрестоматийное подростковое кино с внятным посылом, точной режиссурой и идеальным кастингом. И точно способное посоперничать с открывшей фестиваль «Жар-птицей» Романа Михайлова за звание самой «светлой» ленты. История Кондратьевой требует более сдержанного визуала, поэтому Никита Белай, оператор «Чистого листа», конечно, не заливает каждый кадр светом буквально. Им постепенно заполняется и зрительный зал, и сердца самих смотрящих по мере погружения в разворачивающееся на экране действо.
Кондратьева подает сюжет аккуратно, без перегибов, заземляя каждый драматический момент саркастическим комментарием Риты — девушки, отказывающейся принимать однообразные паттерны действительности как данность. Все происходящие с ней на фоне неназванного в фильме Ярославля события по идее и правилам реалистического кино должны привести к трагической развязке, как назидание подрастающему поколению, потерявшему ориентиры и цели. Но «Чистый лист» ловко режет на поворотах углы, сознательно не срываясь в натужную социальную рекламу, оставляет светлые мечты мечтами, а хтоническую черноту выносит за потрескавшиеся рамы серых многоэтажек.
Кроме зрячей режиссуры Полины Кондратьевой и неизбитой истории Марии Гончаровой успеху фильма способствуют невероятная работа дуэта молодых актрис, Полины Цыгановой и Зинаиды Ястржембской, для которой роль Саши стала дебютом в полнометражном кино. Химия между их героинями заметна невооруженным глазом, а спектр эмоций, которые Ястржембская передает одним лишь взглядом, поражает. Не отстает и «старая гвардия», но Лядова и Куличков выступают скорее как группа поддержки, с достоинством исполняя выданные им роли, но никогда не оттеняя юных героев.
Как и любой дебют, «Чистый лист», конечно, не лишен недостатков. Персонажи Влада Коноплева и Анастасии Пучкиной, например, прописаны достаточно пунктирно, нужны для движения героини по сюжету, но не более. Фигура отца в судьбе Риты тоже величина относительная, с тем же успехом это мог бы быть любой другой родственник. Да и пресловутое сглаживание углов иногда не идет истории не пользу — моментами кажется, что ставки недостаточно велики и героиня путешествует по сюжетным точкам налегке. Впрочем, «Чистый лист» тем и прекрасен, что не идет на поводу ни у зрителей, ни у драматургических конструкций — в фильме все происходит будто само собой, без давления извне, приближая картину Полины Кондратьевой к самой жизни. А это важнейшее качество подросткового кино.