Уморительная комедия о неудачниках из Исландии, пробравшихся на главный поп-конкурс Европы.
Ларс Эрикссонг (Уилл Феррел) — мужчина средних лет, который когда-то в детстве твёрдо решил, что будет выступать на «Евровидении», и с тех пор не отпускал свою мечту. Весь его маленький исландский город над ним смеётся, отец (Пирс Броснан в одной из самых смешных своих ролей) откровенно не уважает, и лишь подруга детства Сигрит Эриксдоттир (Рейчел МакАдамс) — возможно, сестра, но не факт — поддерживает его музыкальные чаяния. Вместе они хотят написать песню, которая даст им шанс на победу в «Евровидении» — куда они попадают вследствие маленькой бюрократической войны и одного очень странного несчастного случая.
Времена идут, эпохи меняются, а Уилл Феррелл, кажется, вовсе нет. Уже все его друзья сменили амплуа: Адам МакКей теперь политический сатирик, Стив Карелл — важный драматический актёр, Пол Радд — блокбастерный супергерой, в честь Джона С. Райли вообще назвали шуточную «оскаровскую» премию. А Феррел в свои 52 такой же, какой был в 35: играет тех же нелепых обаятельных кидалтов, патологических неудачников, у которых всё удаётся не благодаря, а вопреки (а иногда и не удаётся вовсе). «История Fire Saga» — фильм, который мы, кажется, уже видели много раз: просто тогда он был не о музыкальном конкурсе, а, скажем, о гонках, британском детективе или индустрии регионального телевидения. Сейчас так комедии снимать не принято (вообще, их сейчас никак не принято снимать), если не хочешь получить 0% на Rotten Tomatoes, но жестоко отставшего от трендов Феррела не сильно волнуют изменения в цайтгайсте. Это безнадёжная архаика, да, но именно в этом её очарование.
Fire Saga строит сюжет по проверенной тысячи раз схеме — из грязи в князи, с обязательным каскадом нелепых совпадений, погоней и слёзным признанием в конце. Но, может, из-за того, как сильно мы устали от выпендрёжного инди и соскучились по простым формам, здесь это работает: когда надо — трогает, когда надо — сильно смешит, даже если гэги и драматические манипуляции авторов просчитываешь минут за 15 до их осуществления. Вероятно, дело ещё в особенно удачных актёрских работах (МакАдамс — прелесть, Дэн Стивенс в роли русского певца-гея, этакого Киркорова-Леонтьева, бесподобен) и типичном для ферреловских фильмов отсутствии тормозов: у него здесь и магический реализм, и постирония, призраки, эльфы, оголтелая культурная апроприация исландского фольклора и совершенно бесстыдная игра со стереотипами об этой маленькой северной стране. Fire Saga не боится быть похожей на скетч SNL и находится в очень свободных отношениях с физической реальностью: фильм эксплуатирует свою искусственность, и клише здесь — не драматургический костыль, а формальная неизбежность.
При этом Fire Saga ещё и находит потрясающий контакт со своей темой. «Евровидение» со всей его эпатажностью и фриковатостью — штука сама по себе очень смешная, его даже высмеивать толком не надо, достаточно лишь умелого воспроизведения. И в Fire Saga с этим всё прекрасно: отрывки номеров можно пускать вместо отменённого в этом году конкурса, и, готов поспорить, никто разницы и не заметит (может, даже Гуфовский обзор сделает). А предыстория тут — намеренно или нет — снята, как те патетичные нарезки с «Евровидения», где показывают обычную жизнь конкурсантов до их попадания на главную сцену Старого мира. Местами, правда, фильм слишком увлекается подражанием и в одной конкретной сцене сам начинает напоминать унылый поп-мюзикл — весь этот эпизод, думается, вообще нужен лишь ради камео бывших участников «Евровидения», о которых уже и не помнит толком никто. Думаю, можно было спокойно прожить и без тех двадцати минут, в течение которых я мучительно вспоминал имя Александра Рыбака.