В конце апреля на канале FX стартовал криминальный мини-сериал «Под знаменем небес», основанный на одноименной книге Джона Кракауэра. По сюжету главный герой — детектив Джеб Пайр — расследует жестокое убийство молодой женщины и ее ребенка, явно совершенное по религиозным мотивам. Поиски приводят Джейба к мормонской Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, члены которой оказываются связаны с произошедшей трагедией.
«Под знаменем небес» далеко не первая попытка кинематографа зайти на неопознанную территорию закрытых религиозных культов и сект — мы вспомнили еще шесть фильмов, которые отлично раскрывают данную тему.
Режиссерский дуэт Вероники Франц и Северина Фиалы (авторы незабываемого триллера «Спокойной ночи, мамочка») умудрился снять нечто еще более жуткое и тревожное. «Сторожка» — один из тех фильмов, которые большую часть времени выглядят совершенно умиротворяющими, а в финале загоняют зрителю неожиданный нож в спину. Сюжет разворачивается вокруг молодой женщины по имени Грэйс (Райли Кио), единственной выжившей из культа самоубийц, которая пытается заслужить благосклонность детей будущего мужа. Ребята, естественно, настроены очень скептически. В первую очередь — из-за пугающего прошлого Грэйс. Когда вся компания оказывается изолированной от цивилизации в маленькой заснеженной хижине, начинает происходить самое страшное.
«Паранормальное» — фильм-головоломка, который наряду с «Гранью времени» и «Ломкой» является частью киновселенной, выстроенной режиссерами Джастином Бенсоном и Аароном Мурхедом еще до того, как они начали снимать сериалы для Marvel. Впрочем, при желании картину можно смотреть и в отрыве от остального творчества кинематографистов. Главное, как говорится, желание. Помимо затягивающей своей таинственностью атмосферы фильм примечателен еще и тем, что сделан фактически «на коленке»: Бенсон и Мурхед не только выступают в качестве режиссеров, операторов, продюсеров и сценаристов, но также и играют здесь главные роли. Действие «Паранормального» фокусируется на двух братьях, которые когда-то сбежали из религиозной общины в большой город, чтобы начать нормальную жизнь. После того как прошлое внезапно дает о себе знать, герои решают вернуться и прояснить отношения с бывшей «семьей».
«Приглашение» — определенно один из самых недооцененных религиозных триллеров из когда-либо созданных. Фильм Карин Кусамы рассказывает о молодом мужчине Уилле (Логан Маршалл-Грин), который приезжает на званый ужин к бывшей супруге — женщина до последнего времени пребывала в трауре из-за гибели их общего ребенка. Довольно быстро становится понятно, что ужин — это всего лишь прикрытие для какого-то странного и весьма опасного религиозного ритуала. В «Приглашении» довольно удачно показано, как культы наживаются на отчаянии людей, которые по той или иной причине подвержены депрессии. В конце концов сломленный разум — идеальное поле для манипуляций любого характера.
Дебютная работа режиссера и сценариста Шона Дуркина в свое время произвела настоящий фурор на фестивале независимого американского кино «Сандэнс», став одним из лучших триллеров 2011 года. Главная героиня фильма — молодая женщина по имени Марта (Элизабет Олсен), которая сбегает из религиозной секты в Кэтсвилле и поселяется в доме старшей сестры Люси (Сара Полсон) в Коннектикуте. По мере того как Марта пытается реинтегрироваться в местный социум, ее параноидальная подозрительность начинает активно расти. «Марту, Марси Мэй, Марлен» также можно назвать неофициальным бенефисом Элизабет Олсен, для которой роль Марты стала прорывной в актерской карьере.
В своей знаковой картине «Дом дьявола» независимый хоррормейкер Тай Уэст отдает дань уважения эстетике 70-х годов, демонстрируя нарочито зернистое изображение и мрачную цветовую палитру. Сюжет фильма начинается с классического для жанра тропа: студентка по имени Саманта (Джоселин Донахью) соглашается присмотреть за пожилой женщиной, проживающей в полупустом особняке где-то на окраине города. То, что должно было стать мимолетной подработкой на вечер, оборачивается настоящим кошмаром: хозяева дома оказываются дьяволопоклонниками, находящимися в поисках «идеального сосуда» для будущего Антихриста. Несмотря на замедленный темп повествования, «Дом дьявола» на поверку оказывается по-настоящему ужасающим фильмом, способным напугать даже самого скептически настроенного зрителя.
Студент колледжа по имени Дэнни делает все возможное, чтобы получить золотую медаль по гимнастике, пока однажды не сталкивается с обаятельным религиозным фанатиком Нилом. Тот заманивает парня в свою секту под названием Родина, после чего Дэнни окончательно теряет связь с реальностью. Встревоженные родители юноши нанимают охотника за головами в надежде, что тот сможет вытащить их сына из культа и вернуть к нормальной жизни. «Раздвоение личности» вышел в начале 80-х годов, когда в Америке активно распространялось социальное явление, впоследствии получившее название «сатанинская паника» — люди всерьез верили, что где-то в подпольях прячутся адепты дьявольских культов, похищающие людей ради кровопролитных жертвоприношений. На фоне непроходящей религиозной паранойи «Раздвоение личности» получил широкую популярность, став культовым кинематографическим артефактом, отражающим общественное сознание целого поколения.