Очередной гимн молодости и любви Оксаны Бычковой получился несколько тусклее предыдущих ее работ, но свет и особенное женское тепло разглядеть в нем по-прежнему можно
Очередной гимн молодости и любви Оксаны Бычковой получился несколько тусклее предыдущих ее работ, но свет и особенное женское тепло разглядеть в нем по-прежнему можно.
Молодая пара провинциалов обживается в Москве. Жене повезло устроиться веб-дизайнером в модную редакцию, Егор «бомбит» по московским дорогам на своей старенькой машинке. Вместе они бесконечно счастливы и готовятся шумно встретить Новый год. Несколько неприятных эксцессов, недоговоренности, ложные подозрения, выдуманная ревность внезапно начинают разрушать, казалось бы, нерушимую связь двух сердец, и вот уже недавние молодожены начинают ссориться по пустякам, уходить из дома, крутить романы на стороне, а затем и вовсе идут подавать заявление на развод. Весь последующий год Егор и Женя пытаются определиться, этого ли они ждали от расставания? Или развод был непоправимой ошибкой?..
Уже второе большое возвращение дарит поклонникам российского кино нынешняя зима: вслед за Анной Меликян, представившей недавно свою «Звезду», новой картиной делится Оксана Бычкова, автор культового уже «Питер ФМ» и не менее внушительного, но чуть слабее раскрученного «Плюс один». Возвращение Бычковой подогрето и дополнительным интересом, ее новый фильм «Еще один год» снят по мотивам пьесы Александра Володина, однажды, еще в советские годы, уже экранизировавшейся режиссером Павлом Арсеновым. Хочешь не хочешь, а от сравнения никуда не уйти, впрочем, от однозначной оценки мы воздержимся.
Нужно сразу отметить, что пьеса Володина не настолько объемна, чтобы быть плотным остовом большого развернутого самостоятельного произведения. В 1979 году Арсенову это было очевидно, поэтому его драма «С любимыми не расставайтесь» длилась всего 70 минут, из которых добрые двадцать ушли на то, чтобы продемонстрировать ужас и унылость советских судов, занимающихся бракоразводными делами. Оксана Бычкова не стала ограничивать себя рамками изначального произведения и куда больше внимания уделила тому, как развивались отношения героев до и во время семейного межличностного кризиса. Отсюда картина нарастила вес, но не мускулатуру, которая, увы, спрятана под толстым слоем блеклого бытового жира. Дело в том, что режиссер взялась не просто показать отношения обычной среднестатистической пары, ей показалось интересным сделать срез быта, показать то молодое общество, которое пришло на смену героям Александра Абдулова и Ирины Алферовой, сыгравших главные роли в фильме 1979 года. Грустно сознавать, но новое поколение выглядит на фоне своих сверстников (относительных сверстников, конечно) из прошлого инфантильными, дурашливыми и неподготовленными к проверке чувств. Вряд ли Бычкова стремилась это продемонстрировать специально, но от этого не спрячешься.
Своеобразную детскость, непринужденность и эмоциональность героев можно было бы списать на тандем актеров, молодых Алексея Филимонова и Надежду Лумпову, но в них-то как раз проглядывает настоящая актерская правда, они подлинные дети своего века, не слишком серьезные, увлеченные, живущие в бешеном ритме современной Москвы. Можно поверить даже в их отношения, Надежда так и вовсе великолепна в драматических эпизодах, но вот увлечение режиссера второстепенными деталями постоянно всю актерскую честность выдавливает на периферию. Камера куда больше уделяет времени пейзажам, застывшим позам, затянутым планам и праздным диалогам, чем красивому, нежному, сильному чувству главных героев. Фильму катастрофически не хватает эмоций, тяжелого переживания утраты друг друга, такого, которые очаровали зрителей, например, «Исчезновения Элеанор Ригби», где герои тоже пытались заполнить вакуум, образовавшийся после расставания.
Еще одной серьезной промашкой картины можно посчитать намеренно узкую аудиторию, которая верно воспримет фильм. Мало того что стремительно меняющееся время уже успело сделать из «Еще одного года» песню ушедших теплых времен, так еще и адресовано оно тому слою хипстеров, мода на которых сходит на нет. Герои выглядят персонажами из какой-то прошлой жизни, сна, который никак не удастся приложить к реалиям, – для того чтобы стать универсальной историей любви, фильм слишком прост.
И все-таки не хотелось бы быть к новой картине Оксаны Бычковой слишком строгими. Она сохранила свой фирменный юмор, картинка ее фильма по-прежнему динамична и цепляет оригинальными решениями. В конце концов, ее герои на мгновения, на доли секунд показывают что-то подлинно светлое. Конечно, фильму не хватает эмоционального яркого финала картины «С любимыми не расставайтесь» с заходящейся в истерике героиней Алферовой, но это тоже по-своему примета времени. В любовь теперь проще поверить под наркозом, чем ежедневно добиваться ответных чувств тяжелым трудом и рваными в клочья нервами.