Новый сезон преступлений в заснеженной Миннесоте не уступает предшественникам ни в запутанности детективной линии, ни в актерском мастерстве, ни в красоте композиции
Близнецы Рэй и Эммит Стасси никогда не были особенно близки, а после смерти отца и вовсе превратились в непримиримых врагов из-за раздела наследства. Поэтому, когда Рэй оказывается в особенно отчаянном положении, у него нет ни малейшего сомнения в том, что брата можно и нужно убить. Увы, нанятый киллер оказывается образцово-показательным идиотом и совершает все что угодно, кроме заказного убийства, запуская тем самым маховик неприятностей для своего заказчика. В свою очередь, у Эммита, даже не подозревающего о том, что его жизнь висит на волоске, начинаются собственные проблемы – выстроенная им «империя стоянок» Миннесоты вдруг оказывается «отжата» сомнительными личностями, не гнушающимися побоями, шантажом, грабежом и убийствами. Постепенно жизнь братьев Стаси превращается в череду кошмаров, конца и края которым не видно, и только две женщины – офицер полиции Глория Бергл и мелкая мошенница Никки Сванго – могут остановить зло, поселившееся в Сент-Клауде, штат Миннесота.
«Покуда есть на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки…» – в советские времена песенку с такими словами пели герои детского фильма, но, как известно, устами младенца глаголет истина – без людской глупости в мире действительно было бы меньше несчастий, трагедий и преступлений. Но пока от дураков избавиться возможности нет, остается как-то приспосабливаться к жизни с ними, находить в существовании глупцов позитив и даже некоторое удовольствие – хотя бы от фильмов братьев Коэн, уделяющих людским порокам немало времени, или от сериала «Фарго», снятого по мотивам одной из известнейших черных комедий Голливуда. Телешоу Ноя Хоули лишь в первый свой год шло протоптанной Коэнами дорожкой, второй и третий же сезоны стали самостоятельными произведениями, посвященными все тому же – человеческим страстям, помноженным на слабоумие и отвагу.
Третья часть альманаха «Фарго» – а это именно альманах, ведь сезоны лишь весьма приблизительно объединяет территория и третьестепенные персонажи, – как и предыдущие, «основана на реальных событиях». Это преувеличение давно опровергнуто и самими Коэнами относительно полнометражной ленты, и авторами сериала, но ничто не мешает нам полагать, что подобные трагические события в Миннесоте вполне могли произойти. Даже если герои и поступки выдуманные, то характеры, мотивы и действия вполне реальны, истории, рассказанные в сериале, наверняка могли произойти на самом деле. И не только в северных штатах США, самонадеянные идиоты везде одинаковы.
Впрочем, общий градус идиотии, демонстрируемый в третьей части «Фарго», все-таки кажется излишне завышенным – и это единственный минус, который можно предъявить шоу, герои на этот раз как-то особенно непредусмотрительны, импульсивны и даже истеричны. И если полтора года назад недальновидность действий Пегги Блумквист можно было списать на провинциальность и социальное происхождение, то сейчас сюжет разворачивается вокруг весьма респектабельных, даже наделенных властью людей. Но нет, глупость – порок, не принимающий во внимание родословную и документы о высшем образовании. Так пусть же жажда к власти, деньгам и славе быстрее закружит зрителей в вихре!
Сюжет сезона раскрывать не станем, это излишне, да и бессмысленно – ведь все подробности и массу деталей можно только увидеть и постигнуть самому. Отметим лишь то, как Ноа Хоули работает с материалом. «Фарго» и раньше изобиловал множеством мелких нюансов, превращающих просмотр каждого эпизода в полноценное погружение в большую загадку, состоящую из множества элементов, в третьем сезоне шоу достигло в этом каких-то запредельных уровней. Временами кажется, что авторы увлекаются сюжетными ответвлениями – то вдруг начнут рассказывать о нравах Голливуда 1950-х, то пустятся пересказывать в формате мультика фантастический роман, то надолго переключаются на незначительный эпизод с побегом заключенных. И, кажется, есть повод возмущаться, но лишь к финалу просмотра приходит понимание, что все время до этого мы ехали по пустынному ночному шоссе, на котором освещены были только некоторые крохотные участки, а полную картину можно принять лишь с восходом солнца.
А картина и правда получилась яркая, несмотря на привычно приглушенную палитру сериала. Вкупе с барабанными соло музыкального сопровождения, в комплекте с цитатами из «Большого Лебовски» и «Бартона Финка», с учетом того постоянного напряжения, которое создают оператор и художники, сюжет «Фарго» можно назвать идеалом триллера, в котором зло страшно не только и не столько пистолетом, сколько тем, что оно плюет на людские законы.
Нет смысла отдельно останавливаться на актерских работах, ибо они предсказуемо восхитительны. Эван МакГрегор проявил себя едва ли не лучшим образом в карьере, исполнив сразу две роли, Дэвид Тьюлис из английского аристократа перевоплотился в инфернального монстра, Кэрри Кун принесла в «Фарго» загадочную атмосферу «Оставленных», а Мэри Элизабет Уинстед в непривычно фривольной для себя роли наполняет шоу энергетикой смертоносной сексуальности. Вместе ансамбль выдает спектакль высочайшего уровня, в котором есть место множеству нюансов, философских дилемм и интеллектуальных загадок. Все, за что мы любили «Фарго» в кино и на ТВ, присутствует и в третьем сезоне – так зачем же откладывать просмотр?!