Наиболее влиятельные стримминговые компании явно прочувствовали вкус «войны за зрителя» и с каждым годом все более усиливают натиск – речь пошла о миллиардных вливаниях в фильмы и сериалы собственного производства
«Подробности сделки» – это, конечно, громко сказано, все подробности контракта между Amazon и Tolkien Estate, компанией, управляющей наследием писателя, вряд ли когда-нибудь будут раскрыты, но несколько важных деталей в прессу все же просочилось. Во-первых, нелишним будет знать, что на историю о хоббитах, эльфах и гномах кроме нынешнего обладателя претендовали еще и Netflix с HBO, что неудивительно, ведь первые сейчас активно работают в самых разных направлениях, а вторые ищут замену подходящей к неизбежному финалу «Игре престолов». Во-вторых, суммой сделки называются умопомрачительные 250 миллионов долларов, причем, судя по реакции всех участников торгов, Amazon была настроена более чем решительно. Последнее косвенно указывает на то, что свои планы на Средиземье компания вынашивает уже давно, иначе вряд ли подробности грядущего проекта появились бы столь оперативно.
Что за подробности? Их тоже не так много, и они весьма расплывчаты, однако уже сегодня со стороны Amazon идут сообщения о том, что сервис планирует обширный телепроект с достойным бюджетом, что события будущего сериала, скорее всего, станут если не прямым приквелом «Хоббита», то предысторией событий знаменитой книги, а кроме того, компания обещает расширить вселенную, показанную Питером Джексоном, и заглянуть в те места, куда ранее нога кинематографических полуросликов не ступала. Материала для таких идей более чем достаточно, «Властелин Колец» – одна из самых продуманных вселенных, имеющая множество поклонников и, главное, авторов, увлеченно следующих проложенными Толкином тропами.
Однако есть у «Властелина Колец» и собственные подводные камни, которые могут заметно охладить пыл авторов телеверсии, Amazon придется сильно постараться, чтобы не просто показать нового Бильбо или Голлума, а действительно выйти на уровень уже упомянутой «Игры престолов», привлечь на свою сторону зрителя, заставить его заплатить за подключение к сервису, вернуть вложенные в приобретение прав и съемки средства и выйти на прибыль. Это задача, сравнимая с походом в Мордор.
Как это ни пошло, но в данном контексте вопрос денег отнюдь не праздный – фанаты Толкина не простят компании «дешевки», а потому Amazon придется раскошелиться на производство. Фильмы Питера Джексона стоили примерно по 100 миллионов долларов (режиссер существенно сократил расходы, снимая всю трилогию одновременно), примерно столько же стоит каждый сезон «Престолов» от НВО – и понижать эту планку может оказаться для сервиса себе дороже. «Властелин Колец» обязательно потребует усилий гримеров и костюмеров, для подобного проекта нужны масштабные декорации и обширная массовка, здесь непременно придется делать особый упор на компьютерную графику. Справится ли с такой нагрузкой Amazon, ведь самым крупным их телепроектом до сего дня был «Человек в высоком замке»? Будет любопытно посмотреть.
Насколько далеко авторам нового шоу стоит отходить от известных сюжетов уже экранизированных книг? На наш взгляд, чем дальше, тем лучше. Телесериал, как бы ни хотелось его создателям, вряд ли сможет «переплюнуть» две трилогии Джексона в силу объективных причин, поэтому сосредоточиться стоит на чем-то новом и не до конца исследованном. Сам Толкин разбросал множество подсказок, как географических, так и мифологических, а уж сколько написано после него… Почему бы подробнее не изучить прошлое Гондора и Рохана, не заглянуть в Бессмертные земли или не посмотреть на становление эльфийского государства? Время от времени для поддержания связей с большим кино стоит обращаться к известным персонажам, но не злоупотреблять этим. Пусть телесериал живет своей жизнью.
Кстати, Питер Джексон оставил неисследованными в своих фильмах не только некоторые местности, но и весьма колоритных героев, об одном из книжных персонажей, отсутствие которого в кино фанатов расстроило более всего, вполне можно было бы снять сериал. Мы имеем в виду Тома Бомбадила, таинственного лесного жителя, помогавшего хоббитам в самом начале книжного «Братства Кольца». Джексон обошел Тома вниманием из-за эксцентричности героя, из-за его комедийного и сказочного эффекта. Тогда действительно Бомбадил не вписывался в сюжет, но сейчас ничто не мешает ему выйти на авансцену, тем более что это один из старейших жителей Средиземья, а значит, именно через него можно пропустить всю историю удивительной страны Джона Толкина.
Подобный ход может добавить будущему сериалу не только юмора и легкости, но и своеобразный «волшебный» настрой. Не секрет, что «Властелин Колец», при всем уважении к вопросам морали и философского осмысления мироздания, заложенным в него автором, для многих остается красивой сказкой о борьбе Добра и Зла, о благородных рыцарях и отважных путешественниках, о несметных сокровищах и зловещих чудовищах. «Игра престолов», хоть и опирается в какой-то степени на Толкина, от магии старательно дистанцируется. Да, в сюжете есть место драконам, существует угроза Белых ходоков, кое-кто вернулся из мертвых без ущерба здоровью, но все это пятый план для придворных интриг, человеческой хитрости и коварства претендентов на престол. От Amazon хотелось бы видеть что-то более воздушное, светлое и фэнтезийное. Хватит с нас отрубленных голов и четвертований.
Здесь многие даже согласились бы на некоторый отход от канонов Толкина. Джексон свято чтил текст автора, честь ему за это и хвала, но порой стоит проявить небольшую инициативу, чтобы своей смелостью и дерзостью увлечь новых зрителей и растормошить многолетних поклонников классики. Хорошим примером авторы нового сериала должны считать компьютерную игру «Средиземье: Тень Мордора», в которой создатели несколько отошли от общепринятых правил и выстроили новую реальность в увлекательной истории сказочных земель. Сериал, возможно, не должен заходить слишком далеко, но новых героев, новые локации выдумать не возбраняется.
Пока Amazon ничего не говорит о том, сколько сезонов и какого объема сериал они собираются снимать, да об этом пока и рано заявлять, однако от своей подсказки авторам мы не удержимся. Грядущий телепроект наиболее интересно смотрелся бы в формате антологии – 10-12 часовых эпизодов на сезон, историю и переход к следующей, связанной с предыдущими косвенно или участием третьестепенных героев, как это реализовано в телевизионном «Фарго». Источников для небольших приключений предостаточно – в том же «Сильмариллионе» есть вполне увлекательные исходные данные, Дети Хурина и Войны последнего союза – это лишь то, что лежит на поверхности и просится на экран прямо сейчас. Да и поклонники наверняка будут рады такому охвату, посмотрите, как «Американская история ужасов» с каждым сезоном находит самых разных зрителей. Почему бы не взять антологию на вооружение?
Впрочем, самой главной проблемой для авторов и создателей будущего проекта станет не исходный материал, не финансы и не отношение скептически настроенных поклонников Толкина. Главное давление будет оказано индустрией, ждущей, с одной стороны, новой «Игры престолов», а с другой стороны, понимающей, что прямое повторение успеха суперхита НВО невозможно. Никогда еще главный телевизионный хит не был копией предыдущего успешного проекта – на смену «Клану Сопрано» пришел «Доктор Хаус», его сменили «Во все тяжкие», затем пришло время «Ходячих мертвецов» и Семи королевств – смена настроения выглядит непредсказуемой. Но в этом же кроется и шанс для любого из игроков на стремительно меняющемся сериальном рынке – выстрелить может что угодно. Остается только уповать на талант сценаристов, упорство постановщиков, харизму актеров и немного на волшебное кольцо, способное менять судьбу мира.