Почувствовав зрительское разочарование от предыдущих сезонов шоу, авторы новой «Истории ужасов» вдохнули в сериал не только жизнь, но и здоровую порцию юмора. Да и страха прибавилось – однозначный прыжок вперед!
Переезд молодой семейной пары в дом, расположенный в угрюмой местности под названием Роанок, должен стать для Шелби и Мэтта новой главой жизни, но приносит лишь ужас и разрушение – место это проклятое, объятое ужасом и плотно обжитое призраками нескольких эпох. Чудом спасшись от неминуемой смерти, герои продают право на демонстрацию своих злоключений одному из телеканалов, и тот выпускает в эфир суперпопулярное шоу «Мой роанокский кошмар», где актеры разыграли страшную трагедию для миллионов зрителей. Успех телепроекта подвиг продюсеров на следующий шаг – снять реалити-шоу с пребыванием реальных героев и актеров, их сыгравших, в том зловещем доме. Никто, кроме Шелби и Мэтта, не верит в наличие в доме потустороннего, но у Зла свои планы на явившихся в его владения людишек.
«Американская история ужасов» – безусловный феномен современного хоррор-жанра. Разумеется, не все сезоны этого сериала-альманаха одинаково хороши, не во всех авторы обращались к верным традициям и штампам, не все довели до ума и не всегда оставались до конца верными избранному пути постмодернистской деконструкции, но, в общем, это шоу оставалось и остается особенным. Стиль, атмосфера, особенное видение и понимание природы ужаса сделали «Американскую историю ужасов» как минимум обязательной к просмотру поклонниками жанра, а как максимум – энциклопедией ужаса «для начинающих».
Однако пятый сезон шоу отчетливо продемонстрировал кризис – сериал увяз в поверхностной мишуре, стал больше отвлекаться на внешний вид актеров, но забыл о главном: хоррор не может бесконечно топтаться на месте, страх должен вырваться наружу, чтобы не угаснуть и не трансформироваться в психозы и неврозы. Шестой сезон «Истории» стал тем самым прорывом, причем столь мощным, что можно подумать, будто Райан Мерфи и Брэд Фэлчак сознательно шли именно к этому повествованию – рассказу о себе и своих актерах, о взаимодействии образов и их исполнителей, о влиянии рейтингов и напоре зрителей. Очередные десять серий стали своеобразным подведением итогов предыдущей пятилетки.
С самого начала авторы «Американской истории ужасов» держали в тайне тему нового сезона, что сразу существенно отличало «Роанокский кошмар» от предыдущих серий альманаха. И это было сделано неслучайно, ведь фактически в один сезон Мерфи и Фэлчак умудрились поместить сразу три существенно отличающихся друг от друга сюжетных блока. Сначала сериал прикидывается этаким полудокументальным псевдопознавательным шоу канала Discovery или NatGeo – параллельно с игровой реконструкцией описываемых событий зритель видит интервью с реальными (в кавычках, конечно) жертвами трагедии, разыгравшейся внутри и вокруг зловещего дома. Выглядит это любопытно, но не более того, тем более что саму историю «роанокского проклятия» (а исчезновение колонии поселенцев – загадка интересная и без посторонней телепомощи) создатели сериала откровенно «слили»: «Мясник», «Лесная ведьма» и «Кровавая Луна» – наихудшие гости из предыдущих сезонов. Но только зритель начинает скучать и готовится излить желчь на исписавшихся сценаристов, как шоу совершает невообразимый кульбит, вытряхивая на экран то, что меньше всего ожидаешь увидеть.
С шестой серии новый сезон шоу резко становится новым сериалом – мокьюментари о героях «оригинального» «Роанокского кошмара», сериал получает сериал в сериале (как бы ужасно это ни звучало). И вот здесь случается самое интересное – встреча, а вместе с ней и конфликт реальных (не забываем о кавычках) квартирантов проклятого дома, актеров, сыгравших этих квартирантов, и съемочной группы, которая намерена снять новый сезон шоу. Здесь сезон просто взрывается энергетикой, блистательными сюжетными находками, великолепной актерской игрой (Кэти Бейтс, как обычно, на голову превосходит всех остальных) и, чего уж скрывать, откровенно страшными эпизодами (безумные медсестры, Садако, реднеки-каннибалы, «найденные пленки» с призраками – ужасы на любой вкус).
Всем одинаково мил не будешь, поэтому наверняка и у второй части «марлезонского балета» окажутся свои недовольные – мол, и актеры переигрывают, и стиль завалился в бездумный слэшер, и полноценного мокьюментари не вышло. Но для таких недовольных Фэлчак и Мерфи в финальном эпизоде делают еще один кувырок, который полностью раскрывать в данном тексте не стоит, но турбулентности на экваторе сезона он не уступает, придавая «Американской истории ужасов 6» дополнительную степень свободы и объем для воплощения безумных идей. Авторы отдают дань уважения всем самым преданным поклонникам своего шоу, пусть своеобразно, пусть не скрывая иронии и даже сарказма, но с уважением и благодарностью за прожитые вместе годы.
Если бы «Американская история ужасов» на этом закончилась – это было бы великолепно. Шоу вознесла к небесам узнаваемость и популярность Сары Полсон, Лили Рэйб, Анджелы Бассет. Эван Питерс должен в пояс поклониться авторам и коллегам в кадре за продолжение своей карьеры в блокбастерах. Наконец, Кэти Бэйтс выплеснула-таки свою дьявольскую сущность на экран, дополнив и без того образцовую фильмографию несколькими внушающими почтение ролями. Но «История» на этом не заканчивается. Зрителей ждет седьмой сезон, и авторы шоу убедительно доказали – страх не имеет границ, а порох идейных вдохновителей «Американской истории ужасов» не просто сух, а взрывоопасен. Ужас как взрывоопасен!