Не блещущий оригинальностью триллер, который украшают пейзажи Куршской косы, маньяки и яркие герои в исполнении интересных, но не самых известных актёров.
В Калининградской области на побережье Куршской косы находят тело девушки Саши Колесниковой, убитой особенно жестоким способом. На место преступления съезжается едва ли не всё население ближнего городка: и ушлые журналисты, и зеваки, и вся полицейская рать. Среди последних дерзкая и резкая следовательница Ева Кайдас (Линда Лапиньш). Для начала она одним ударом вырубает наглого телевизионщика, стоящего на пути, и только потом уже, увидев мёртвую девочку, незамедлительно берёт дело на себя, не дожидаясь приказа вышестоящего начальства.
Причина такого интереса и нервной атмосферы вокруг убийства заключается в том, что около 20 лет назад здесь же орудовал убийца 13 девушек по кличке Жнец, полученной им из-за характерного разреза на телах жертв с помощью заточенной косы. На теле Саши та же рана, есть и ещё один фирменный почерк маньяка: он оставляет после себя бутон белой лилии. Нервы накаляются, когда в Калининград прибывает из Москвы бывший популярный телеведущий и несостоявшийся писатель, а ныне «сбитый лётчик» Роман Рахманов (Александр Горбатов), который когда-то давно сделал карьеру на ток-шоу о Жнеце, и теперь для него нынешнее происшествие – шанс вернуть былой статус телезвезды. Кайдас и Рахманов, не ахти как сильно испытывающие друг к другу симпатию, выходят на охоту на маньяка вместе, чтобы узнать, тот ли это Жнец или всего лишь его подражатель. И надо понимать, что у обоих какие-то психологические проблемы, но это обычное дело для современных детективов.
На неделе платформа KION громко отчиталась за прошедший сезон, длившийся 4 месяца, и показала презентацию своих будущих сериалов, которые выйдут в будущем. Особенно громко выстрелила «Коса», пилот которой показали полностью при полном тревожной тишины зале. Через несколько дней состоялась и онлайн-премьера триллера на платформе. Но на самом деле премьера «Косы» состоялась ещё почти полгода назад на 43 ММКФ, когда удивлённые зрители восхищались тем, какая шикарная «телевизионная картинка» предстала перед ними на большом экране. Мы, признаться, тоже были приятно удивлены и, понимая, что сериал ещё не везде доведён до товарного вида, ждали конечного результата.
«Коса» в финальном монтаже немножко разгладилась, стала более стройной и лайтовой. Обсценная лексика, без которой сейчас любой взрослый сериал – не сериал, или очистилась, или просто была запикана. Но главное, каждый кадр вычищен и покрашен настолько красиво, что нынешнее общее впечатление стало таковым: «Этот сериал нужно смотреть только на большом экране».
Если не брать во внимание маньяка, которого мы увидим в последней серии, то тут все герои обладают отрицательным обаянием. Главная героиня, Ева, девушка с другой планеты: наглая, бескомпромиссная, бессердечная и в то же время отчаянная и бесстрашная. Одиночка, носит берцы, черные облегающие джинсы и кожанку, ездит на дорогих машинах на запредельных скоростях, может и крепкое словцо вставить, и ударить так, что её оппонента нужно будет собирать в больнице. Коллеги называют её за глаза Скай (богиня, превращающая всех в лёд) и Росомахой (животное без порога насыщения). Когда он сыпет банальностями, как «для меня работа и есть жизнь», её нельзя заподозрить в фальши. Она – это возведённые в высшую степень Кларисса Старлинг и Лисбет Саландер. Ева живёт прямо на берегу в красивейшем минималистическом доме, контрастирующем с городскими квартирами, забитыми под отказ деталями и артефактами, показывает, насколько она чужая в этом мире. Если же учесть, что её партнёром поневоле в поимке маньяка становится лузер и журналист на излёте Роман Рахманов, этакий Микаэль Блумквист, то сравнение с «Девушкой с татуировкой дракона» неизбежно.
Той же характеристики, когда в одном человеке живут и дьявол, и ангел, удостаиваются и остальные персонажи, помельче. Например, бывший следователь Бекасов (Олег Васильков), ведший дело Жнеца 20 лет назад, сейчас никого не подпускает к своему дому, пьёт до полусмерти и отказывается помогать ходу расследования (среди жертв Жнеца, как окажется позже, была дочь Бекасова). И вокруг вроде бы все хорошие люди, но все с червоточинкой, все оказываются под подозрением: и бывший отец, и отчим, и мать, и парень Саши, и её подружки, и даже сам Бекасов – персонажей много, их играют не самые замыленные артисты. Они этим и прекрасны, но местами сериал надо пересматривать, чтобы запомнить, кто есть кто.
Сюжеты, подобные «Косе», мы видели сотни раз, нас уже ничем не удивишь, даже интересный приём, где на разные поверхности проецируются то экраны телефонов, то строчки из недописанного романа Рахманова о Жнеце, то воспоминания героев, – это напоминает всё и сразу. Особенно расстраивает неспешный стиль повествования (после бодрых-то первых 10 минут!), более-менее темп разгоняется лишь к концу третьей серии. Но этого не замечаешь, потому что ты зомбирован пейзажами. Создаётся впечатление, что природа здесь играет особую роль, под стать главной, за что отдельное спасибо оператору Григорию Рудакову, чьи съёмки красивейшего Балтийского моря и улиц старого города с верхней точки вызывают только восхищение.
Калининград (или, как его называют местные жители в фильме, Кёниг – от бывшего топонима Кёнигсберг) всегда притягивал кинематографистов необычной архитектурой, выполненной в разных стилях, и красотой прибрежной полосы. В последнее же время самый западный город России переживает просто кинематографический бум, туда едут все съёмочные группы, создающие фильмы и сериалы с нероссийской, чуть ли не североевропейской атмосферой и с актёрами необычной внешности. Калининград отныне – это наши условные и «Норвегия», и «Дания» со «Швецией», где вечно дуют ветра, холодно и таинственно, но зато все в лучших европейских традициях. «Коса» – лишнее тому подтверждение.