Назад в будущее: 14 фильмов о путешествиях во времени
C 10 декабря можно вернуться в прошлое и увидеть на экранах кинотеатров фильм Роберта Земекиса «Назад в будущее». Приключения Марти МакФлая и доктора Эмметта Брауна стали больше чем культовыми (насколько это возможно), каждая часть трилогии оптимистично твердит зрителю, что будущее в наших руках и ничего не предрешено. Однако это дающая надежду мысль сопровождает далеко не каждый фильм, нарушающий порядок пространственно-временного континуума: пускай довольно часто временные петли или перемещения по датам календаря оборачиваются парадоксальной комедией, но порой приключения вне линейной хронологии становятся грустной экскурсией в прошлое, единственной возможностью поговорить с тем, кто ушел, или механикой познания червоточин мироздания. Вспоминаем, как работали машины времени в интерпретации разных режиссеров, от Кристофера Нолана до Вуди Аллена.
C 10 декабря можно вернуться в прошлое и увидеть на экранах кинотеатров фильм Роберта Земекиса «Назад в будущее». Приключения Марти МакФлая и доктора Эмметта Брауна стали больше чем культовыми (насколько это возможно), каждая часть трилогии оптимистично твердит зрителю, что будущее в наших руках и ничего не предрешено. Однако это дающая надежду мысль сопровождает далеко не каждый фильм, нарушающий порядок пространственно-временного континуума: пускай довольно часто временные петли или перемещения по датам календаря оборачиваются парадоксальной комедией, но порой приключения вне линейной хронологии становятся грустной экскурсией в прошлое, единственной возможностью поговорить с тем, кто ушел, или механикой познания червоточин мироздания. Вспоминаем, как работали машины времени в интерпретации разных режиссеров, от Кристофера Нолана до Вуди Аллена.
Джейми Дорнан в роли Денниса Дэннели на кадре из фильма «Грань времени»
Тоскливый сай-фай от давних братьев по оружию и режиссерскому креслу Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда беззастенчиво полемизирует с догмами «Назад в будущее», воспринятыми на веру не одним поколением зрителей. Упоминания культового фильма разбросаны тут и там, а собака той же породы меняет имя с Эйнштейна на Хокинга. Заигрывания и экивоки авторам нужны для визуализации довольно простой, но тем не менее печальной мысли: путешествия во времени — это не только веселые приключения, но и довольно травмирующее возвращение в прошлое, где не всегда было лучше, чем сейчас.
От прочих фильмов «Грань времени» отличает и способ преодоления временного порога, и философская модель мира: время — плоский круг, а оказаться в любой его точке помогает диковинный наркотик «синхроник» (употребление которого не так фатально для подростков). Два друга не разлей вода, напарники-парамедики Деннис (Джейми Дорман) и Стив (Энтони Маки) пытаются выяснить причины странных травм и увечий пациентов, а заодно понять: время — главный друг или главный враг?
Видеоплеер загружается.
Грань времениТрейлер (рус.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Энн Хэтэуэй в роли Амелии Бренд на кадре из фильма «Интерстеллар»
Нолан всегда мастерски работал с пространством и временем, но именно в «Интерстелларе» ему удалось описать поэтику науки, превратить формулы и уравнения в настоящую трагедию. Мудрёная линия с путешествиями во времени, как и любая другая околонаучная арка в его фильмах, не нуждается в расшифровке. Можно, конечно, пытаться выстроить цепочку событий, пересматривая кино по сотому кругу, но во всём этом вихре важнее именно человеческая история. В «Доводе» через реплику одного из героев Нолан сформулировал задачу зрителя: «Не пытайся понять — чувствуй». И касается это, думается, не только конкретного фильма, но и всех работ режиссёра. В таком контексте даже высмеянная фраза про любовь, которая способна выйти за рамки времени и пространства, звучит не так уж и пошло. Одиссея Купера между книжными полками, уж поверьте, куда чувственнее, чем кажется.
Видеоплеер загружается.
ИнтерстелларТрейлер (рус.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Донал Глисон в роли Тима на кадре из фильма «Бойфренд из будущего»
Режиссер «Реальной любви» и сценарист «Ноттинг-Хилла» Ричард Кертис и к играм со временем подходит с особой нежностью, трепетом и теплом: скачки по часам и перемотка минут нужны лишь для того, чтобы ценить каждое прожитое мгновение, а серость будней раскрашивать яркими красками неравнодушного отношения.
Возможность к навигации по циферблату часов — родовая особенность мужчин в семье Тима (Донал Глисон), об этом рассказал ему отец (Билл Найи): стоит оказаться в темном месте и сосредоточиться, и нелепый (грустный, неудачный) день будет прожит снова. Гитлера убить вряд ли получится, но чтобы обыкновенную жизнь сделать чуть более необыкновенной, этого хватит. «Бойфренд из будущего» — невероятно оптимистическое и воздушное кино, которое аккуратно напоминает, что, чтобы быть счастливым, путешествия во времени совершенно не нужны.
Видеоплеер загружается.
Бойфренд из будущегоТрейлер (рус.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Эмма Уотсон в роли Гермионы Грейнджер на кадре из фильма « Гарри Поттер и Узник Азкабана»
После двух детских сказочных экранизаций книг из вселенной Джоан К. Роулинг Крис Коламбус оставил пост режиссера, остановившись на роли продюсера. Ему на смену пришел Альфонсо Куарон и стал автором, пожалуй, самого удачного фильма франшизы — «Гарри Поттер и узник Азкабана». Режиссер не подошел к постановке как к выполнению задачи исключительно иллюстративной, а оживил на экране самостоятельную историю, пригодную для жизни в отрыве от книжных страниц.
Помимо дементоров, квиддича, уюта зимнего Хогсмида и боггартов краеугольным камнем третьей части похождений мальчика, который выжил, становится главный секрет Гермионы Грейнджер — маховик времени. Почти треть хронометража отдана одному вечеру, но пережитому дважды с разных углов и точек, Дамблдор был прав: «Трех оборотов должно хватить». Помимо оригинальной задумки Роулинг (за наличие маховиков, впрочем, ее ругали чуть ли не больше всего) Куарон аккуратно и скрупулёзно относится к временной субстанции: по Хогвартсу рассыпаны циферблаты и маятники, камера пролетает сквозь шестеренки механизма, а за кадром на протяжении второго круга вечно слышится тиканье часов — привычный ход событий не должен быть нарушен, невинные души спасены, вернуться к началу удалось без опозданий.
Видеоплеер загружается.
Гарри Поттер и узник АзкабанаТрейлер (англ.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Брэд Питт в роли Джеффри Гоинса на кадре из фильма « Двенадцать обезьян»
Брюс Уиллис отправляется в прошлое, чтобы предотвратить наступление смертоносного вируса. Кто источник — неизвестно, был ли это чей-то план — тоже. Слегка сумасшедший персонаж (в фильмах Терри Гиллиама, впрочем, других не бывает) вынужден вслепую ориентироваться на улицах и ожидаемо попадает в психиатрическую лечебницу. Путешествие Джеймса Коула по грязному городу, обитатели которого, кажется, тоже не в своём уме, разбавляет серьёзный научно- фантастический флёр: вместо очередного триллера о катастрофе режиссёр снимает свою типичную работу о герое, неспособном найти понимание со стороны общества. Он и Кассандра, и Дон Кихот в одном лице, в финале, кроме всего прочего, обречённый на осознание собственной несвободы. Пожалуй, лучшее кино о парадоксе времени и иррациональности бытия от мастера иллюзий и сказок.
Видеоплеер загружается.
12 обезьянТрейлер (англ.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Оуэн Уилсон в роли Гила Пендера на кадре из фильма «Полночь в Париже»
Со свойственной ему меланхолией, горькой иронией и жаждой прогулок под дождем Вуди Аллен рассказывает о «синдроме Золотого века» — как ни крути, раньше было лучше: будь то ревущие 20-е, «Прекрасная эпоха» или даже детство и юность. Но чтобы узнать наверняка, необходимо проверить: часы бьют полночь, и со ступенек церкви автомобиль забирает писателя Гила (Оуэн Уилсон) прямиком в начало века. Скотт и Зельда Фицджеральд, Сальвадор Дали, Эрнест Хемингуэй и Пабло Пикассо — все идолы собрались в одном бистро, каждый может дать совет или угостить бокальчиком. Взгляд Вуди Аллена далек от фантастики, его волнует не механика перемещений или правила пространственно-временного континуума, а отношения со временем, ностальгией и другими эпохами. Прыжок Гила на век назад похож на экскурсию по Парижу — городу, который ввел моду на романтику и художников, живущих в мансардах: энергия творчества и авторства сочится сквозь эпохи и поколения и нисколько не зависит от даты на календаре.
Видеоплеер загружается.
Полночь в ПарижеТрейлер (рус.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Братья Спириг — большие любители классических жанровых историй, которые всегда можно пересобрать, деконструировать в деталях. «Воины света» — современное кино о вампирах через призму социального неравенства, «Пила 8» — обманчивое продолжение культовой серии, иронизирующее над тропом о неожиданном воскрешении злодея, а «Патруль времени» — запутанный триллер о взаимосвязи прошлого с будущим. Если какой-то фильм в этом списке и нуждается в расшифровке, полном сюжетном анализе, то это именно он. Во-первых, конечно, сыграл роль и первоисточник (произведение знаменитого фантаста Хайнлайна), во-вторых, сами Спириги настолько закрутили историю, что сценарий картины всё ещё обсуждают на разных форумах. Главный герой фильма (как и само кино) — это, если угодно, уроборос, змея, которая кусает себя за хвост; больше рассказывать вряд ли стоит, но именно такой мифический образ становится идеальным описанием сути всего «Патруля времени».
Видеоплеер загружается.
Патруль времениТрейлер (англ.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Киану Ривз в роли Алекса Уайлера на кадре из фильма «Дом у озера»
«Дом у озера», пожалуй, самый сентиментальный и романтичный вариант путешествий во времени из возможных, к тому же того самого скачка так и не происходит — время движется в привычном нам темпе, в будущем можно оказаться, только прожив еще несколько дней. Никакой фантастики, один лишь эпистолярный жанр: портал между страницами календаря открывается с помощью почтового ящика. Врач Кейт Фостер (Сандра Баллок) и архитектор Алекс Уайлер (Киану Ривз) общались и влюбились друг в друга с разницей в два года. Собственно, основные претензии к фильму и есть в нюансах хронологии: то прошлое изменили без последствий, то песня Пола Маккарти заиграла за год до того, как была написана. Впрочем, фильм и не о квантовой механике вовсе, а всего лишь о любви, и это невесомое, но непреодолимое препятствие в днях и годах — опора для большого чувства, родившегося по переписке. Аргентинский режиссер в голливудских реалиях пересказал южнокорейский фильм «Домик у моря», чтобы в очередной раз упоительно-ласково поговорить о том, над чем даже время не властно.
Видеоплеер загружается.
Дом у озераТВ-ролик (рус.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Едва ли эти фильмы нужно рекомендовать (вы ведь наверняка давно затёрли старые кассеты, верно?), но лишний раз обратить на них внимание видится важным. Машины против людей, хладнокровный киборг-убийца, парадокс времени — всё это уже, казалось бы, настолько архаично, что даже вспоминать стыдно. Включи какую-нибудь VHS-классику с похожим сюжетом и увидишь совершенно неактуальные b-movies, которые будут органично смотреться только в каких-нибудь архивах и безумных киноманских подборках. «Терминаторы», к счастью, до сих пор себя прекрасно ощущают даже на ретроспективных показах и во время домашнего пересмотра. Причём в случаях двух разных частей по совершенно непохожим причинам: оригинал славился напряжённой триллерной стилистикой, больше напоминающей олдскульные ужастики о преследователе, сиквел — блокбастерным масштабом, взрывами, перестрелками и, ко всему прочему, несколькими киборгами, сражающимися друг против друга. Зло придёт из будущего, и этот сюжетный ход справедливо станет ключевым во всей кинофантастике.
Видеоплеер загружается.
ТерминаторТрейлер (англ.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Эми Адамс в роли доктора Луиз Бэнкс на кадре из фильма «Прибытие»
Сай-фай в интерпретации канадского режиссера Дени Вильнева оборачивается тягучим и неспешным дрейфом во времени и безвременье одновременно. Лингвистика, философия и, скажем, физика (или другие точные науки) образуют один единый круг (вероятнее всего, тот самый плоский). Во время вторжения на Землю пришельцев-гептаподов Луизе Бенкс выпадает честь и труд расшифровать их язык: для них речь процесс завершенный и не строится линейно. Пользуясь гипотезой лингвистической относительности (структура языка влияет на его носителей, их мировоззрение и образ мышления), Вильнев ту же парадигму применяет и ко времени: Луиза, общаясь с «чернильными» гостями, и сама начинает смотреть на жизнь вне рамок хронологии, бросая общий взгляд на свою жизнь. Несмотря на то что путешествия как такового и не происходит, «Прибытие» (не без доли горькой философии детерминизма) говорит об отношениях человека с будущим и задает вопрос: стоит ли попытаться что-то изменить, если конец предрешен?
Видеоплеер загружается.
ПрибытиеТрейлер #2 (рус.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Джессика Рот в роли Трии на кадре из фильма «Счастливого дня смерти»
Путешествие во времени в этом фильме, сразу заметим, одностороннее, с возвращением в исходную точку изо дня в день. Дело в том, что героиня Джессики Рот попала в петлю и каждое утро просыпается в кровати парня из кампуса, а вечером неизменно попадает в лапы к маньяку в маске и умирает. Кристофер Лэндон решил переосмыслить слэшер и поразмышлять, как будет вести себя жертва, обречённая на вечный респаун. Сложи кино о временном парадоксе и кровавый ужастик — получишь любопытную чёрную комедию с кучей смертей о переживании травмы и борьбе с самим собой. Для самых смелых есть ещё и сиквел — там Лэндон вообще начинает вторить «Назад в будущее», — но, как и подобает большинству продолжений, к оригиналу ему добавить нечего.
Видеоплеер загружается.
Счастливого Дня смертиТрейлер #2 (рус.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
«Последняя девушка» — архетип, порожденный слэшерами: кровавые кошки-мышки заканчиваются победой слабой девушки над сильным маньяком. Фильм Тодда Штрауса-Шульсона в некоторой степени ревизионистский: он заигрывает и с тропами жанра, и со временем и пространством. Во время киномарафона культового ужастика группа подростков из зала кинотеатра кочует прямо на пленку: им снова и снова предстоит переживать фильм с начала и до титров, чтобы попытаться выжить.
Так или иначе, в основе слэшеров почти всегда травмирующий опыт, здесь тоже без личной трагедии не обошлось: оказавшись в теле фильма, Макс (Таисса Фармига) получает возможность пообщаться и попрощаться со своей мамой (Малин Акерман), та погибла и по сценарию и в жизни, увы, тоже. Путешествие во времени и между плоскостей реальности и вымысла здесь не только источник комедийных ситуаций, но и грустная песнь о последнем разговоре последних девушек.
Видеоплеер загружается.
Последние девушкиТрейлер (англ.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Киану Ривз в роли Тедда на кадре из фильма «Невероятные приключения Билла и Тедда»
Раздолбаи Билл и Тед путешествуют крайне необычным методом — через телефонную будку. Цели у них тоже, впрочем, неординарные. За время своего приключения они успевают забрать из прошлого Наполеона, малыша Билли и Сократа, познакомиться с Фрейдом и Бетховеном, Линкольном и Чингисханом. Вообще весь сюжет «Билла и Теда» здорово иронизирует над научно- фантастическими сюжетам про путешествия во времени и превращает его в большой школьный каламбур (изначально герои затевают транзит по эпохам, чтобы написать хороший доклад по истории). Вдвойне, конечно, приятно, что кино для и про подростков, которым время по колено, получилось настолько аутентично глупым и задорным. Киану Ривз и Алекс Уинтер пытались вернуться в этих же образах в 2020 году, но ожидаемо вышла скорее эпитафия утраченной юности.
Видеоплеер загружается.
Невероятные приключения Билла и ТедаТрейлер (англ.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Майкл Паре в роли Дэвида Гердега на кадре из фильма «Филадельфийский эксперимент»
В основу этого фильма легла знаменитая городская легенда о моряках, ставших жертвами страшного эксперимента. В центре сюжета — моряки, которые исчезли в 1943 году и появились только в 1984-м. Вернувшимся, правда, в любом случае нужно добраться до своей машины времени и исправить все ошибки. Большинство фильмов из этого списка так или иначе пытаются переосмыслить физические парадоксы, но «Филадельфийский эксперимент», снятый аж в 1984-м, едва ли ставил перед собой такие цели. Это олдскульный сай-фай — очевидно, довольно глупый, но обаятельный, — который оценят все любители классики VHS. А фанатам теории заговоров, если такие здесь имеются, тоже будет на что посмотреть: по крайней мере, версии произошедшего будут озвучены некоторыми героями.
Видеоплеер загружается.
Филадельфийский экспериментТрейлер (англ.)
Текущее время 0:00
/
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
0:00
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время –-:-
This is a modal window.
Начало диалогового окна. Нажмите Escape для отмены и закрытия окна
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.