Фильмы Дмитрия Астрахана столь же демократичны, как он сам в личном общении, что, кстати, редкость для наших режиссеров. Мессианских претензий не имеет, а дело свое знает. Правда, дело выгорает не всегда. Когда постоянный астрахановский сценарист Олег Данилов пишет нечто одномерное, одну только интригу, тогда сценарная условность сталкивается с программным режиссерским бытовизмом, выходит фальшь ("Перекресток"), смотреть на это тяжело. Когда в драматургии появляется минимальный второй план и хоть намек на обобщение, выходит значительно более правдоподобно ("Желтый карлик"). Новая мелодрама "Темная ночь" относится к последней категории...
На ней не заскучают ни тинэйджер, ни пенсионерка. Хотя если это действительно "фильм про тебя" (так он рекламируется), будет грустно.
Простенькая история очередного "генеральского сына" (сына нового русского миллионера) и "титулярной советницы" (нищей бомжихи), встретившихся на одну ночь, чтобы неизбежно расстаться, в фильме стала лишь поводом для многочисленных наблюдений за нашей сегодняшней жизнью. Это не значит, что главные герои (Елена Крестинина и Андрей Семенов) – несегодняшние и выпадают. Нет, просто рядом с слегка взбунтовавшимся семнадцатилетним пацаном и слегка шлюховатой молоденькой женой солдата-инвалида масса других колоритных персонажей. Мамаша героя – королева жлобов. Папаша – соответственно, король. Пьяный кинорежиссер в ночном клубе. Пьяный госдеятель в ресторане. Пьяные соседи героини по полуразрушенной школе, превращенной ими в общагу. Пьяные гости на свадьбе в этой общаге. Папашина секретарша – трезвая проститутка. И так далее. Фильм приятно, негрязно снят, в нем и лимузин с бассейном, и квартира с евроремонтом, однако ощущение грязи, как телесной, так и душевной, всю дорогу не покидает.
Не знаю, может быть, миллионеры совсем не такие, но жлоб с юморочком выглядит очень живо. И среди всех этих живых людей нет ни одного интеллигентного, мало-мальски приличного. При этом фильм – вовсе не сатира, а квази-мелодрама. Некоторый подъем над махровой мелодрамой осуществлен за счет закадрового голоса. Этот прием – комментарий от лица одного из персонажей – уже был использован в "Желтом карлике", но там грязная душонка была у стареющего плейбоя. В "Темной ночи" душонка немногим чище у нашего "светлого будущего". Все есть у парня – каратэ и английский, зеленые в каждом кармане, приятная внешность и вроде бы даже мозги. Душевных сил нет вообще. Это значит, что парень ни разу в жизни не встретил опять же хоть одного приличного, интеллигентного человека. Даже представления не имеет, как это выглядит.
Мы все нынче – пьяные, подлые, мелочные, жестокие, только бы оттянуться, с зелеными или без, то есть нажраться, потрахаться и дать в морду все равно, кому. Единственная положительная "героиня" – тоже простенькая, но военных лет песня "Темная ночь". Она точно подобрана, потому что напоминает, что последнее благородство в нашем народе встречалось лишь в годы Второй мировой. С тех пор за полвека ни одного общенародного героя так и не появилось. Вырождение налицо. Это в тысячу раз важнее, чем любое государство и любое материальное положение. Мысль неновая, но Астрахан выразил ее легко и доступно, с очевидной иронией, со множеством характерных деталей. Может быть, те, до кого она доходит, хоть полтора часа поплачут и посмеются, вместо того чтобы материться?
А вдруг и после сеанса можно смеяться и плакать и не стесняться того, что тебе не все по фигу? И то хлеб.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.