Стрельбы и крови в «Теории заговора» много, а вот с идеями напряженка. Расизм – почва для кино благодатная, но только при серьезном подходе, чем фильм похвастать не может
Забитая насмерть белая студентка, чернокожий мальчишка, вскрывший в строительных развалинах себе вены, зарубленный мачете полицейский – расследования этих дел внезапно сходятся в одной точке. Детективы Ипкин и Сокела разматывают клубок преступлений, корни которых уходят в годы расцвета апартеида в Южной Африке. Превозмогая собственные личные и служебные проблемы, пара следователей должна добраться до глав преступного синдиката, поставившего своей целью уничтожение чернокожего населения.
Сколько бы жизнеутверждающих фильмов ни снимали о Нельсоне Манделе, хрупкое спокойствие и благополучная жизнь в Южно-Африканской Республике продолжают балансировать на очень тонкой грани. Казалось бы искорененная взаимная ненависть белого и темнокожего населения отнюдь не исчезла бесследно, ее корни не выкорчеваны и то и дело дают новые всходы. В том или ином виде проблема возникает время от времени и на киноэкранах, но вот подача ее пока хромает, в отличие от многажды и всесторонне обмусоленной темы рабства в США. Наверное, необходимо, чтобы прошло больше времени, чтобы история преследования потомками европейцев черного населения ЮАР и ответная жестокость африканцев остались позади, наверное, нужно взглянуть на события невооруженным взглядом. Но для этого нужно время, а пока мы имеем «Теорию заговора».
Раскрытие социальных проблем путем акцентирования на них внимания через призму жанрового кино – ход давно известный и часто практикуемый. Полицейское расследование, оборачивающееся выворачиванием государственного, общественного или даже культурологического «грязного белья», – тоже прием обыденный. Тут главное – соблюсти паритет двух частей: и в копов поиграть от души, и на общечеловеческие ценности указать. При всей простоте формулы соблюсти ее непросто, что и демонстрирует «Теория заговора» – ее постоянно качает то в одну сторону, то в другую.
Фильм Жерома Салля отчаянно желает быть жесткой полицейской драмой, причем самые драматические эпизоды автор припасает даже не на детективные рабочие будни, а на «досуг» своих главных героев. У его Ипкина и Сокела проблем за пределами офиса столько, что хватило бы на целый полицейский участок, и, пожалуй, было бы куда интереснее понаблюдать за решением этих проблем. Однако на каком-то этапе Салль начинает сеять «разумное, доброе, вечное», погружается в конфликт «черных и белых», смешивает в кучу расизм, наркотики, проституцию и бандитизм, зарывается в этом, как в зыбучих песках, и ближе к финалу просто пускает все на самотек.
Оба главных героя достаточно интересны, а главное – сыграны довольно неплохо. Подкупает то, как нетривиально подошли к своей работе Орландо Блум и Форест Уитакер. Первый отказался от привычной зрителю гламурной холености и предстает в образе сильно зависящего от секса и алкоголя неадеквата. Второй, истощенный до болезненности, хранит тяжелые воспоминания прошлого, грозящие вылиться в невроз или суицид. Гремучую смесь копов, впрочем, Салль использует не слишком оригинально. Как и положено в учебниках, хороший коп к финалу не сможет справиться с жаждой мести, а плохой сумеет сохранить лицо в самой жаркой переделке. Но до этого еще нужно добраться через дебри персонажей и сомнительных сюжетных зигзагов.
Фильм мог бы привлечь любителей брутального экшена, но и здесь создатели перебрали – стрельбы в картине много, смертей на квадратный метр столько, что позавидует команда «Неудержимых», но снято все настолько непривлекательно, что от экшен-сцен устаешь уже к середине картины. Можно заставлять себя вникать в тонкости отношений белых и черных банд, но для чего, если к финишу сюжет выворачивает к идее наркотика, который убивает чернокожих? Такой сюжет приемлем для какого-нибудь «Железного неба», но к настоящим социальным горячим точкам нужно подходить с чем-то более серьезным.