Кино Южной Кореи, кажется, с каждым годом становится всё более популярным — но многие зрители до сих пор не знакомы с ним за пределами громких фильмов вроде оскароносных «Паразитов» или «Олдбоя». Сегодня мы рассказываем об однозначных шедеврах корейского кино, которые просто нельзя пропускать. В Южной Корее популярно не только зрительское художественное кино, но и авторское, фестивальное, с огромным разнообразием этих фильмов вы можете ознакомиться на сайте онлайн-фестиваля K-FEST 2020.
До того как Пон Джун-хо покорил мир своими «Паразитами», самым известным корейским режиссёром однозначно был его приятель Пак Чхан-ук, в 2003-м взявший Гран-при Каннского фестиваля со своим «Олдбоем». Но мы решили взять другую картину (про «Олдбоя», допустим, и так все знают) — «Объединенную зону безопасности», дебют Пака в полнометражном кино.
Это фильм о солдатах двух Корей — Северной и Южной, которые оберегают границы своих стран. Пытаясь побороть скуку, они в какой-то момент начинают общаться с идеологическими врагами — причём куда ближе, чем когда-либо рассчитывали. «Объединённая зона безопасности» работает на контрастах: это почти милое кино о невозможной дружбе, но оттого лишь больнее воспринимается та глупая трагедия, к которой всё придёт (и которую обозначают ещё в самом начале, так что это не спойлер). Уже дебютом Пак Чхан-ук доказал, что он один из самых интересных авторов не только у себя на родине, но и в мире.
У самого Пон Джун-хо, впрочем, шедевры были и до «Паразитов». С этим можно поспорить, но главным его творческим достижением до сих пор остаются «Воспоминания об убийстве» — то ли трагикомедия, то ли детектив о полицейских из маленького корейского города, которые пытаются поймать маньяка. Причём фильм основан на реальной истории, и того убийцу в итоге поймали лишь год назад, то есть через 16 лет после выхода ленты.
«Воспоминания об убийстве» работают с очень мрачной темой, но при этом Пон Джун- хо не стесняется шутить — текстово и визуально — и открыто смеяться над полицейской системой Южной Кореи (судя по фильмам, это вообще больная тема для страны). Опустошающие сцены трагедий соседствуют с комичными перепалками копов и, например, очень жестоким гэгом про ампутированную ногу одного из следователей. Пон Джун-хо не просто рассказывает детективную историю, но строит целый колоритный мир, в котором существуют его совсем не идеальные герои, — то же самое он будет делать и в «Паразитах» 15 лет спустя.
Ким Ки Дук — один из самых странных корейских авторов. Он не особо вписывается в какой-либо контекст, существует как будто вне рамок, сам по себе. Но фестивальную известность — в том числе в России — он получил задолго до многих своих именитых земляков. «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» — однозначно его самая известная и, что уж там, самая «зрительская» картина. Она рассказывает о парне, который попадает в буддистский монастырь посреди озера и там обучается под надзором строгого и мудрого монаха.
У Ким Ки Дука получается соединить буддистскую созерцательность и очень, в общем- то, бытовой сюжет — об отцах и детях, о первой любви, сексе и других не очень возвышенных вещах. Что бы ни происходило на экране, фильм каким-то образом всё равно ощущается очень одухотворенным и медитативным (но нисколько не скучным). «Весна, лето…» — кино уникальное, ни на что не похожее. И обязательное к просмотру всем, кто думает, что в Южной Кореи существуют только детективы и ужасы.
К слову, о них — ужасах и детективах. «Я видел дьявола» — один из ярчайших примеров корейского жанрового кино. Это картина о бывшем спецагенте, чью жену жестоко убивает маньяк: следователи находят её расчленённое тело. Ведомый местью, герой в обход полиции начинает собственное расследование и вскоре находит убийцу. Но найти его оказывается лишь половиной дела — тем более что спецагент не хочет просто смерти преступника. Он хочет его помучить.
«Я видел дьявола» — кино избыточное во всём: драматизме, жестокости, сюжете. Но эта чрезмерность ему очень идёт: тот же Голливуд никогда бы не смог снять кино настолько же безумное. Режиссёр Ким Джи-ун не отворачивает камеру от пыток и не пытается смягчить происходящее для зрителя. Раз уж речь о маньяках, то и кино он снимает по-настоящему маниакальное.
Ли Чхан-дон пару лет назад поразил мир своим «Пылающим» — гениальной экранизацией рассказа Харуки Мураками. Но и до этого он уже снимал великое кино: в 2010-м была замечательная «Поэзия», а ещё раньше, в 2002-м, «Оазис». Фильм о странной любви между глуповатым мелким преступником и девушкой с ДЦП.
Звучит это как самая манипулятивная и слащавая история в мире, но гений Ли Чхан- дона в том и заключается, что настолько гиперболизированную фабулу он раскрывает с невероятной тонкостью и чуткостью. Ни одного лишнего надрыва, ни одной зря брошенной слезинки: трагическую историю любви он рассказывает почти что в жанре магического реализма. С пробирающими в дрожь сценами, где героиня фантазирует, «а как было бы», и так сливает воедино реальность и вымысел.
Пока в Голливуде боятся снимать смелые среднебюджетные боевики, авторы из Южной Кореи овладели этим мастерством лучше всех прочих. «Человек из ниоткуда» Ли Джон-бома — вроде бы очень простая жанровая история, но дело тут, конечно, вовсе не в сюжете. А в исполнении — прекрасной хореографии и жёстком, эффектном экшене.
По сюжету скромный владелец ломбарда узнаёт, что его милую соседку похитили бандиты — а всё из-за матери девочки, которая обокрала наркоторговцев. Герой решает спасти свою знакомую: оказывается, он хранит какую-то страшную тайну и лучше многих обращается со всеми видами холодного и огнестрельного оружия. Дальше — парад перестрелок, драк и погонь, всегда захватывающих и отлично снятых.
Каждый фильм Хон Сан-су похож на предыдущий, при этом кино Хон Сан-су не похоже ни на чьё другое. Он снимает разговорные драмеди, в которых повествование течёт как будто само по себе, ведомое неизвестной силой, где линии переплетаются, герои меняются местами, а одни и те же актёры в соседних сценах оказываются разными людьми. И всё это очень путает, но в то же время завораживает — здесь не нужно копаться в таймлайнах и пытаться объяснить себе, что происходит. Надо лишь сесть поудобнее и наслаждаться маленьким путешествием, которое предлагает Хон Сан-су.
«Ночью у моря одна» — вероятно, его самая известная работа. К тому же она далеко не самая сложная в его фильмографии. Это история про актрису, которая пытается разобраться в себе (её играет вечная муза режиссёра, Ким Мин-хи). Её экранные персонажи и настоящая личность путаются, кино перетекает в жизнь, а жизнь — в кино. Всего за 100 минут Хон Сан-су погружает зрителя глубоко в подсознание героини и заставляет вместе переживать то, что даже словами описать сложно.
Ещё одно кино о бывшем копе, который ищет маньяка, но сделанное совсем иначе, чем «Я видел дьявола». «Преследователь» На Хон-джина — кино куда более холодное и сдержанное, бьющее редко, но очень точно и болезненно. Он хорошо показывает, насколько по-разному можно решить вроде бы один и тот же жанровый сюжет, если есть фантазия.
Главный герой «Преследователя» — эксцентричный сутенёр, который когда-то был полицейским. Его работницы начинают массово пропадать, и он, видя в этом происки конкурентов, начинает расследование — не зная, что на самом деле девушки становятся жертвой маньяка. Одна из них, к слову, пока ещё жива, и «Преследователь» маневрирует между её попытками спастись (выступая как кино о побеге, по сути) и нелепыми попытками сутенёра докопаться до правды. Фильм постоянно держит в напряжении, ни на секунду не отпускает ни героев, ни зрителя — здесь всё время опасность и саспенс.
Когда Голливуд уже разочаровался в теме зомби, именно корейское кино показало, что с ней ещё можно сделать что-то интересное — достаточно просто постараться. «Поезд в Пусан» — это динамичный экшен, в котором герои, запертые в тесных вагонах междугородного поезда, вынуждены отбиваться от толпы заражённых.
Естественно, не всё так просто: в какой-то момент кино выруливает в социальную сатиру, где поезд становится этакой метафорой общественного устройства — почти как у Пон Джун-хо в «Сквозь снег», но чуть менее выраженно. Как и Пону, впрочем, режиссёру Ён Сан-хо интереснее кровавая пластика камерного экшена, чем социальные смыслы. И в этом плане «Поезд в Пусан» однозначно впечатляет куда больше, скажем, масштабной и значительно более дорогой «Войны миров Z».