7 марта исполняется 68 лет Брайану Крэнстону — актеру, который заслуженно стал главной звездой американского телевидения 2000-2010-х. Учитель химии Уолтер Уайт из сериала «Во все тяжкие» — сложный, противоречивый и глубоко трагичный антигерой, с блеском сыгранный Крэнстоном, любителем примерять образы поломанных одиночек, стоящих на распутье между добром и злом. Ко дню рождения артиста мы вспомнили и другие роли, которыми Крэнстон очаровал зрителей.
Когда история Уолтера Уайта подошла к концу, Крэнстон резво начал искать себя в других проектах. Самым запоминающимся стал байопик о жизни опального голливудского сценариста 40-50-х Далтона Трамбо. Автор «Спартака» и «Римских каникул», подозреваемый в симпатиях к коммунистам, стал жертвой политических репрессий, проводимых с подачи сенатора Джозефа МакКарти против «врагов Америки». После занесения в черный список Голливуда Трамбо пришлось работать под псевдонимом и писать сценарии втихую. Именно эту преданную анафеме личность примерил на себе Крэнстон, передав его характерные черты — не только стойкость перед всеобщим прессингом, но и вечную тягу к табаку и написанию сценариев в ванной комнате. За роль сценариста, ударившего в нерв консервативной общественности, Крэнстон получил свою единственную номинацию на «Оскар» — это был и впрямь дивный актерский перформанс.
Сегодня почти невозможно найти текст о сериале, где не проводились бы аналогии с «Во все тяжкие». Крэнстон снова сыграл добропорядочного человека, оказавшегося на стыке сложных моральных дилемм: уважаемый судья из Нового Орлеана вынужден преступить закон, чтобы помочь своему сыну. «Ваша честь» — проект тех времен, когда актер был на пике своих исполнительских способностей, вливаясь в мрачные криминальные миры. Крэнстон уже признавался, что всегда тянется к героям, которых безжалостно перемалывает судьба. Вместе с образом Уолтера Уайта судья Майкл Десиато подтвердил статус актера как ведущего на современном американском телевидении.
Если мы привыкли видеть Крэнстона в ролях интеллигентных и трагичных одиночек, то драма Ричарда Линклейтера несколько нарушила это правило — актер дал почти что комедийный залп. В драме с Лоуренсом Фишберном и Стивом Кареллом он сыграл Сала — беспардонного владельца бара, который встречает своих давних сослуживцев по Вьетнаму, чтобы отправиться на похороны. Хоть и лента Линклейтера, конечно, далеко не комедийная (тут много смертей и грусти), но именно простецкий герой Крэнстона вносит в слезливый сюжет характерную щепотку веселья. Даже немного жаль, что фильм прошел относительно незамеченным, — обаяние у героя непередаваемое.
Опыт сериала «Во все тяжкие» убедил всех, что Крэнстон влегкую может пересекать границу с темным миром криминала. И при этом легко сойти за своего, как Уолтер Уайт. В «Афере под прикрытием» артист примерил образ Роберта Мазура — спецагента по борьбе с наркотиками, который внедряется в наркокартель, притворяясь отмывателем денег. В роли агента Крэнстон тоже отыгрывает добропорядочного семьянина, вынужденного заниматься странной работой: одеваться броско, как криминальный босс, уверенно держаться с сигарой в зубах, общаться с мутными личностями и любить стрип-клубы. Все во благо безопасности и борьбы с преступной заразой (а главная — это Пабло Эскобар). Получилось примечательное дополнение к актерской галерее Крэнстона — картина, без всяких сомнений, держащаяся на многогранности его исполнения.
Оскароносный фильм Бена Аффлека стоит отметить, не забывая о замечательной роли Брайана Крэнстона. В хитро спланированной истории о том, как ЦРУ организует фиктивные съемки фильма в Иране, чтобы вывезти американских дипломатов, актер сыграл заместителя директора ЦРУ Джека О’Доннелла. Именно его герой контактирует с Томом Мендесом (Бен Аффлек), координируя действия по эвакуации. Звезда сериала «Во все тяжкие» подчеркивал, что Аффлек — профессионал своего дела, и остался крайне доволен его режиссурой. «Арго» приставил актера к большим наградным проектам — и с тех пор Крэнстон ассоциируется у нас не только с успехами на телевидении.
Молчаливый водитель в исполнении Райана Гослинга если и общается, то только с милой соседкой (Кэрри Маллиган) и очаровательным владельцем автомастерской по имени Шэннон. Последнего как раз сыграл Брайан Крэнстон, удачно дополнив второплановых героев «Драйва». Шэннон — человек, через которого безымянный водитель получает работу как в законной зоне (механик, каскадер), так и в теневой (ночная езда с грабителями). Бывают часто такие роли, когда актеры не делают чего-то экстраординарного в кадре, но их образы все равно не выходят из памяти. Крэнстон в «Драйве» получился именно таким, завоевав сердца не только в амплуа звезды сериалов, но и как профессионал второго плана.
Крэнстон освоил нишу и в высокобюджетных блокбастерах. В фильме 2014 года о вторжении монструозного ящера актер неплохо справился с ролью инженера-ядерщика (образ сумрачного гения науки — еще один уолтер-уайтовский шлейф). Его Джо не только живет в разгар глобальной катастрофы, но и едва может зализать рану после своей персональной — гибели жены в результате разрушительного землетрясения. При всей органичности актерской игры, для Крэнстона такие истории — не его территория. Впрочем, он и сам это подтвердил, возненавидев Годзиллу из-за его габаритов и бестолковой грубой силы. Ужиться с огромным компьютерным монстром в одном кадре — задача не из легких.
О триллере Стивена Содерберга вспомнили с опозданием — тогда, когда прогремела пандемия COVID-19 и его назвали «пророческим». Равно как и о роли Крэнстона в фильме — далеко не выдающейся, но соответствующей его холодному амплуа. Артист сыграл контр-адмирала Хаггерти, человека, ответственного за непопулярные методы в борьбе с вирусом и его последствиями. Почти все персонажи «Заражения» — не столько люди, сколько функции, флегматичные и роботизированные, а герой Крэнстона всего лишь дополняет галерею персонажей, столкнувшихся с экстраординарной эпидемиологической ситуацией. Симпатизировать здесь кому-то и впрямь сложно — у фильма совершенно иные цели, однако же талант Крэнстона не выделить нельзя.