Сегодня женщиной, стоящей у руля крупной компании, никого не удивишь, но еще совсем недавно, три десятка лет назад, каждый шаг по карьерной лестнице «слабому полу» давался с невероятным трудом. В том числе и в кинематографе
Таков уж наш патриархальный мир – даже в XXI веке, в эпоху победившего феминизма и равноправия полов, женщины в руководстве студий и кинокомпаний по-прежнему выглядят непривычно. И хотя мы не раз уже рассказывали о ярких бизнес-леди, возглавлявших независимые кинокомпании, мейджоры обычно сторонились женского присутствия на своих ведущих директорских позициях. Но тем ярче персоны, которым удалось проломить барьеры, выставляемые мужчинами. Первой женщиной, возглавившей студию «Большой шестерки», стала Шерри Лэнсинг, за многочисленные заслуги и самоотверженный труд правление Twentieth Century Fox назначило ее президентом компании в 1980 году. Об этом мы непременно расскажем при одной из будущих встреч. Сегодня же поговорим о Доун Стил, женщине, которая второй взошла на вершину традиционного мира мужчин и в 1987 году возглавила Columbia Pictures.
Доун Стил родилась в Нью-Йорке в 1946 году под именем Доун Спилберг. Можно было бы предположить, что женщина сменила имя в зрелом возрасте, чтобы не создавать путаницы с режиссером Стивеном Спилбергом, но это не так. Фамилию всем членам семьи сменил отец семейства еще в пятидесятых, прозорливый был мужчина. Доун не слишком преуспела в обучении, не сумев окончить обучение в Нью-Йоркском университете, но зато очень скоро проявила себя умелым продавцом и, что гораздо важнее, бесстрашной женщиной-воином, без сомнения погружающейся в мир мужчин. Чего стоит хотя бы тот факт, что после университета Доун устроилась на работу в журнал Penthouse, но не моделью, как тысячи девушек, а в отдел продаж. К 25 годам Стил стала директором по мерчандайзингу издания, но вершина осталась для нее недосягаемой, женщину, стоящую во главе мужского эротического журнала, сложно представить и сегодня. В 1975 году Стил занялась самостоятельным бизнесом, ее компания занималась инновациями в рекламе и продажах, и именно это обратило на нее внимание боссов Paramount.
Студия Paramount привлекла Доун Стил к работе в 1978 году. Женщина возглавила подразделение, которое занималось продвижением и маркетингом снимающегося первого полнометражного фильма вселенной Стартрек – «Звездный путь: Фильм». Результаты работы Стил удовлетворили руководство студии, и женщина не просто закрепилась на месте, а пошла вверх по служебной лестнице – уже в 1980 году Стил стала вице-президентом по производству, а в 1985-м была назначена на пост производственного директора компании. Откройте список фильмов, выпущенных студией в те годы, и вы увидите, чем мировое кино обязано Доун. «Танец-вспышка», «Лучший стрелок», «Роковое влечение» – все эти картины можно записать в личные победы Стил.
И снова, работая на Paramount, Доун Стил достигла потолка, выше должности производственного директора женщине пробиться было невозможно, и тогда амбициозная дама сделала неожиданный и весьма неоднозначный шаг – сменила Paramount на Columbia Pictures. Columbia в то время испытывала тяжелые проблемы – исполнительный директор студии Дэвид Патнэм умудрился за два года своего руководства упустить множество потенциальных хитов, чем привел компанию к кризису. Именно антикризисным менеджером в директорское кресло студии и была призвана Стил, в 1987 году Доун стала президентом Columbia. Времени для выведения компании из пике было совсем немного, за год Доун не смогла разрешить все проблемы студии, хотя и успела выпустить одну из визитных карточек Columbia на все времена – мелодраму «Когда Гарри встретил Салли». В 1989 году Доун с поста попросили, а Columbia сдалась на милость японской Sony.
Расставание с Columbia подвигло Доун Стил создать собственную производственную компанию, которая получила название Atlas Entertainment. Правой рукой Стил на этом поприще стал ее супруг, продюсер Чарльз Ровен, поддерживавший жену во всех начинаниях еще с 1985 года, вместе пара занялась продюсированием картин, имеющих неочевидный интерес для студий-мейджоров. Первой картиной, в которой засветился логотип Atlas в 1995 году, стала лента Терри Гиллиама «Двенадцать обезьян», правда, участие новой компании в ней было минимальным. А вот фэнтези-драмы «Падший» с Дэнзелом Вашингтоном в главной роли и «Город ангелов», связавший Николаса Кейджа и Мэг Райан, – это полноценные победы Atlas как компании и дуэта Стил/Ровен как продюсеров. Увы, обе ленты вышли уже после кончины Доун Стил. В 1996 году у женщины была диагностирована опухоль мозга, вызов, которому эта сильная личность противостоять не смогла, и в 1997 году Стил скончалась в возрасте 51 года.
К чести Чарльза Ровена, наследие его супруги не стерлось с лица земли с уходом своего главного вдохновителя, Atlas Ent. продолжила работу, уже в 1999 году компания поддержала новую работу Дэвида О. Расселла «Три короля». В дальнейшем Atlas придерживалась правила браться за самые неожиданные проекты, от которых зачастую отказывались прагматичные «старшие братья», невзирая на жанры, – калейдоскоп работ компании действительно кружит голову: комедия «Скуби-Ду», фантастика «Роллербол», драма «Смерть в эфире», триллер «Ограбление на Бейкер-стрит»… Возможно, не самые значимые картины в истории кино, но довольно самобытные работы, позволившие режиссерам, сценаристам и актерам воплотить некоторые свои задумки, которые без помощи Ровена и Atlas, вероятно, так и остались бы нереализованными. Посудите сами: технологичный триллер от Тома Тыквера «Интернешнл» или боевик в средневековых декорациях от Доминика Сены «Время ведьм» – кто рискнул бы с такими картинами, не поверь в них наследники Стил?
Главным релизом нового года для Atlas стала криминальная драма «Афера по-американски» уже упоминавшегося Расселла – настоящий триумф женской силы, ведь картина создана силами Atlas Entertainment и Annapurna Pictures. Лента уже отмечена десятком номинаций на «Оскар» и длинным списком иных наград. В этом же 2014 году Atlas вернется к истокам, в эфир выйдет сериал, основанный на «Двенадцати обезьянах». В более далеких перспективах стоит сотрудничество компании с коллегами из Legendary и Universal в работе над «Варкрафтом», в лонг-листе Atlas числятся ремейк шведских «Шальных денег», экранизации легенд о Робин Гуде и короле Артуре, а также еще несколько заманчивых проектов…
В начале девяностых основательница Atlas Entertainment Доун Стил тяжело переживала свой разрыв с Columbia, результатом анализа своих достижений и промахов для женщины стала книга «Они могут вас убить, но им никогда вас не сожрать», ставшая учебником для всех женщин, противостоящих мужскому доминированию в бизнес-мире. Отличный девиз для тех, кто чувствует в себе силы, но не находит опоры для движения вперед.
Самые кассовые фильмы: «Скуби-Ду», «Напряги извилины», «Город ангелов».
Кассовый провал: «Роллербол».