Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Афера доктора Нока»

Странный французский фарс, который прославляет доктора-мошенника, грабящего доверчивых пациентов

Добавить в закладки

Франция 1950-х. Наделав долгов, мелкий мошенник Нок (Омар Си) сбегает из родного Марселя на пассажирском судне. Чтобы не платить за билет, он устраивается судовым врачом, хотя ничего не смыслит в медицине. Его первый врачебный опыт оказывается удачным и прибыльным, и Нок осознает, что нашел золотую жилу. Пять лет спустя он с новеньким врачебным дипломом приезжает в сонный городок Сен-Морис и покупает частную практику. Его предшественник едва сводил концы с концами, но Нок разводит бурную деятельность, запугивает состоятельных горожан страшными болезнями, и в его клинику выстраивается очередь пациентов, которых Нок с энтузиазмом «доит».

Кадр из фильма «Афера доктора Нока»

Среди всех экранных версий пьесы «Нок, или Торжество медицины» наиболее известен французский фильм 1951 года «Нок» с Луи Жуве в главной роли. Благодаря ему фамилия главного героя стала нарицательной

Сочиненная в 1923 году пьеса видного французского писателя Жюля Ромена «Нок, или Торжество медицины» неоднократно ставилась и экранизировалась. Она до сих пор привлекает внимание, потому что это мрачная и едкая сатира, высмеивающая агрессивную рекламу и дельцов от медицины. При желании пьесу можно трактовать более широко и увидеть в докторе Ноке нацистского политика или основателя тоталитарного культа. В любом случае Нок должен вызывать ужас, а не приязнь.

Кадр из фильма «Афера доктора Нока»

Сценаристка и постановщица картины Лоррэйн Леви преимущественно работает над телефильмами и сериалами

Французская постановщица Лоррэйн Леви, однако, почему-то решила экранизировать «Нока» как добродушную фарсовую комедию о привлекательном центральном персонаже. Хотя поведение Нока в фильме мало чем отличается от поведения Нока в пьесе, Леви предлагает восхититься предприимчивостью мошенника, который выманивает у богатых и мнительных фермеров огромные деньги. Мол, горожанам только на пользу, что их сбережения растают. Ведь они многое узнают о здоровом образе жизни и насладятся вниманием нового доктора к их жалобам – в то время как прежний врач не доверял ипохондрикам.

Кадр из фильма «Афера доктора Нока»

Если вы думаете, что «Афера» следует традиционному шаблону мошеннических историй о плутах в маленьких городках («Герой в кульминации признает свои грехи и искупает вину, после чего его прощают»), то вы сильно заблуждаетесь. В кульминации разоблаченный Нок не произносит покаянную речь, а бросает яростные упреки, и извиняться приходится горожанам, которые полностью оправдывают обманщика в белом халате. Причем подается это без тени сатирического сарказма. Леви настаивает, что Нок – молодец, а противостоящий ему городской священник не защищает свою паству от жулика, а всего лишь завидует Ноку, потому что ограбленные и залеченные горожане меньше жертвуют на церковь и не ходят на службы.

Кадр из фильма «Афера доктора Нока»

Может быть, Нок использует выцыганенные у богачей деньги, чтобы бесплатно лечить бедняков? Нет, ничего подобного. Нок помогает одной бедной девушке, но это его возлюбленная, а не простая пациентка. О здоровье других слуг и рабочих «добрый доктор» даже не заикается. Он, как и в пьесе, откровенно признает, что его внимание к пациентам зависит только от их доходов.

Кадр из фильма «Афера доктора Нока»

Как видите, Нок предстает мерзейшим субъектом, однако Леви этого не признает. Темнокожий герой «1+1» Омар Си специализируется на обезоруживающе обаятельных персонажах, к которым зрители должны относиться с симпатией, и Нока актер играет в своем обычном стиле. Напротив, горожане предстают паноптикумом карикатурных «экспонатов» вроде вечно пьяного почтальона, эгоистичной фермерши или сексуально озабоченной провизорши, и картина уверяет, что они заслуживают «дойки» и медицинского обмана.

Кадр из фильма «Афера доктора Нока»

Объяснить логику фильма можно лишь цветом кожи главного героя: «Французы так долго издевались над африканцами, что теперь должны с благодарностью принимать любые издевательства со стороны негра». Но это логика западных ультралибералов, которая в России кажется бредом.

Отчасти нелепость сюжета «Аферы» уравновешивается остроумием картины. В фильме немало смешных и уморительных моментов в классическом французском фарсовом стиле. Однако и в этой составляющей кино есть червоточина – Леви переборщила с туалетным юмором. Кроме того, веселый настрой фильма сбивается, когда лента в последней трети повествования ударяется в трагические сантименты. При этом непонятно, зачем картине трагедия, из которой никто не извлекает никаких уроков. Может, чтобы добить зрительское настроение, которое и так испорчено поведением Нока?

С 9 ноября в кино.

 
Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?