Британский мини-сериал, который начинается многообещающе, но со временем уходит в мелодраму. Если бы не актеры, было бы совсем печально
К исследователю сверхъестественного Морису Гроссу (Тимоти Сполл) обращается мать-одиночка Пегги Ходжсон из Энфилда, которая утверждает, что в ее доме постоянно происходят паранормальные явления. На месте Морис понимает, что полтергейст у Ходжсонов самый что ни на есть настоящий и он выбрал своей главной мишенью младшую дочь в семье, Дженет (Элеанор Уортингтон-Кокс). Вскоре к Морису присоединяется журналист Гай Плейфейр (Мэттью МакФедьен) – поначалу скептичный, со временем он тоже вынужден признать, что в этом доме творится что-то необъяснимое.
Энфилдский полтергейст считается одним из главных случаев из области паранормального, при том, что большинство исследователей его материалов (включая фотографии, записи и книгу непосредственного участника событий, Гая Плейфейра) сходятся на том, что все это не более чем затянувшаяся шалость, организованная Дженет Ходжсон и ее старшей сестрой Маргарет. Девочки исподтишка двигали и ломали предметы, «левитировали», прыгая на кровати, и издавали «демонические» голоса, в которых скептики отмечали исключительно детский лексикон.
Тем не менее эта история в свое время наделала немало шума – достаточно, чтобы на ее основе снять мистический мини-сериал, придерживающийся тем не менее не реальных фактов, а буквы книги, написанной Плейфейром. То есть вы не увидите здесь ничего о том, что кое-что девочки и правда подстраивали сами (в чем они впоследствии публично признавались), а отдельные факты будут беспощадно извращены «в пользу» реальности полтергейста. На что не пойдешь ради красного словца или, в нашем случае, красного кадра!
Впрочем, если бы все фильмы придерживались исключительно фактов и научных доказательств, жанру мистики и хорроров пришлось бы туго, так что не будем особенно придираться и посмотрим, что мы имеем в «Призраках Энфилда» с точки зрения кино. А имеем мы поначалу довольно увлекательную, но быстро выдыхающуюся мистическую драму, в которой полтергейсту отведена роль второго плана – на первый выдвигается неожиданная дружба между Морисом и Дженет, «высосанная» из того факта, что за год до этого у Гросса погибла в автоаварии дочь, которую тоже звали Дженет. Поначалу эта линия лишь приятно оттеняет основной саспенс, но чем дальше, тем активнее она выходит на первый план, так что завершается мини-сериал не глобальной битвой добра со злом, а откровенно надуманной камерной сценой, в которой Морис примиряется со своими внутренними демонами. А как же полтергейст? Ну а как полтергейст? Погостил, погостил и ушел – призракам тоже надо честь знать.
Первые два эпизода тем не менее сериал смотрится вполне увлекательно (хотя привычных для жанра «бу»-моментов тут очень мало), и даже в финальной трети держаться на плаву ему помогают прекрасные актерские работы. Как всегда тонок Тимоти Сполл, непередаваемо шикарен Мэттью МакФедьен, свежа и непосредственна Элеанор Уортингтон-Кокс в роли непоседливой, но по-настоящему страдающей Дженет. Любителям хорроров, конечно, такое рекомендовать вряд ли стоит, но ценителям более жестких ужастиков осталось ждать недолго – в следующем году свет должно увидеть «Заклятие 2», которое тоже посвящено Энфилдскому полтергейсту. Посмотрим, как с этой историей справится команда Джеймса Вана.