
Однобокое, но весьма красочное расследование ужасов, на которых построено финансовое могущество церкви сайентологии. Фильм смотрится живо и интересно, хотя порой и страдает от предвзятости авторов
Однобокое, но весьма красочное расследование ужасов, на которых построено финансовое могущество церкви сайентологии. Фильм смотрится живо и интересно, хотя порой и страдает от предвзятости авторов.
До недавних пор о том, что творится за дверями религиозных общин сайентологов, не было известно практически никому – церковь не слишком афишировала внутренние дела, адепты и сами часто не понимали, во что они верят, а бывшие верующие в учение Рона Хаббарда молчали, словно набрав в рот воды. Расследование сначала журналиста Лоуренса Райта, а затем и режиссера Алекса Гибни приоткрыло завесу тайны, и открывшиеся публике подробности заставили вздрогнуть многих. Что такое сайентология? Кто такой Рон Хаббард? Во что верят приверженцы очищения разума и как они поддерживают церковь финансово? Какова роль Джона Траволты и Тома Круза в том насилии, что творится в сайентологических центрах? Фильм даст ответы на многие вопросы, но эти ответы вряд ли кому-то понравятся.
Документальные расследования – достаточно редкий гость в российском кинотеатральном прокате, чтобы пропустить выпуск «Наваждения». Если же обратить внимание на историю создания фильма и имена причастных к этому людей, то проект и вовсе обретает статус абсолютного must see. Судите сами: за свои журналистские расследования сценарист «Наваждения» получил Пулитцера, режиссер фильма ранее снимал весьма успешные документальные ленты о Лэнсе Армстронге, Джулиане Ассандже и Хантере Томпсоне, премьера ленты на Сандэнсе произвела фурор, а трансляции на канале НВО собрали немыслимое число зрителей. Разве можно такое пропустить?
Внутренняя структура «Наваждения» лучше всего расшифрована в полном английском названии его литературного первоисточника – «Путь к очищению: сайентология, Голливуд и темница веры». Действительно, лента делится на три крупных сегмента, в первом из которых рассказывается история возникновения учения, переплетенная с биографией Рона Хаббарда – предводителя всех сайентологов, вторая отведена персональному участию во внутрицерковных делах самых известных медийных лиц, придерживающихся данной религии, – Джона Траволты и Тома Круза, а заключительная часть вытряхивает на зрителей ворох грязного белья церкви и общины. Несмотря на двухчасовой хронометраж, смотрится кино действительно на одном дыхании, ведь в нем удачно сочетаются личные мнения бывших высокопоставленных служителей культа, архивные видеозаписи, авторский визуальный нарратив и много интересных фактов, ранее не слишком известных широкой общественности.
Достаточно очевидна идея постановщика картины Алекса Гибни – из его работы зритель узнает, как безобидное учение, вылупившееся из кокона психоанализа Зигмунда Фрейда, превратилось в машину подавления воли и разума, как кучка сектантов обрела статус религиозной организации (спойлер: деньги всему виной), наконец, какова роль личности в подобной истории – и речь здесь не столько о Хаббарде, сколько о его последователе Дэвиде Мискевидже. «Наваждение» проводит простые параллели с самыми мрачными тоталитарными сектами и диктаторскими режимами, открыто сравнивая съезды сайентологов с нацистскими собраниям и придавая руководству церкви откровенно автократические черты.
Но в этом и кроется самое тонкое место ленты – «Наваждение» однобоко и слишком увлечено идеями разоблачения, чтобы понять и показать полную картину. Увы, из ленты совершенно непонятно, что же привлекает в церковь сайентологии немалое количество страждущих. Что заставляет людей оставаться внутри, даже понимая, какой ужас творится вокруг? Что заставляет еще теснее сплачиваться последователей Хаббарда после нападок, подобных данному фильму? Конечно, авторы упоминают о том, что прихожане ищут очищения, ищут гармонии с собой и окружающим миром, конечно, интервьюируемые герои сокрушаются о том, какими глупыми и слепыми они были, потакая жестокой верхушке церкви, но выглядит это малоубедительно. Именно в этом фильму не хватило глубины, авторы не захотели принять сторону своих героев даже номинально.
Впрочем, даже подобное одностороннее расследование, безусловно, будет интересно всем, кто интересуется современным миром. Нетривиальна личность, сотворившая сайентологию, захватывающе показаны (хоть и не подтверждены) истории Траволты, которого церковь якобы удерживает собранным на актера компроматом, и Круза, которого Мискевидж фактически развел с Николь Кидман, гнилые внутренности церковного устройства, показанные в «Наваждении», не могут не тронуть. Однако давайте смотреть шире: за фильмом о сайентологии прячется взгляд автора на религию в целом, на институт церкви, превратившейся в бизнес-центры, на изувеченные «верой» личности, на политику и практику подавления свободы выбора – в этом, более объемном взгляде гораздо больше толка, чем в тех деталях, которыми порой слишком увлекается «Наваждение». Титульное «наваждение» владеет не только последователями Хаббарда, мы рады очаровываться и в куда более тривиальных вещах. И отбросить этот морок можно только ясностью ума – в чем с Роном Хаббардом нельзя не согласиться.
С 24 сентября в кино.