Эти интригующие сцены – часть будущей абсурдной комедии, режиссером которой выступает Василий Бархатов, уже громко заявивший о себе в театре как оперный режиссер и создавший несколько популярных телевизионных передач, а теперь решивший попробовать свои силы в художественном кино. События разворачиваются на фоне современной атомной станции, и это новое прочтение популярной в 60-е годы темы «физики – лирики», рассказанной современным языком в ироничной манере. Герои картины – ученые-ядерщики, живущие в маленьком городке, где они работают, влюбляются, радуются, переживают и увлеченно занимаются в самодеятельной театральной студии.
Снять кино Василий Бархатов мечтал еще пару лет назад, а госкорпорация «Росатом» давно искала интересных людей для того, чтобы сделать вместе какой-нибудь любопытный проект. «Мне кажется, что само по себе все, что связано с атомом, – это очень интересно. Но мы со сценаристом Максимом Курочкиным делали фильм не только про атом, но и про современное театральное искусство – все равно говорим про то, что знаем, и хотим разрешить какие-то свои внутренние конфликты», – рассказывает режиссер. Поэтому одним из ключевых героев картины стал околостоличный театральный режиссер-символист (Денис Суханов). Главные герои – молодые атомщики. Он, Ваня (Григорий Добрыгин) – потомственный физик-ядерщик с сумасшедшими способностями к науке, в которую он, однако, не стремится, так как не очень понимает, зачем ему это надо и вообще, хорошо это или плохо. Занимается он этим только из-за… любви. Она, Таня (Юлия Снигирь) – отличница-сухарь, не прирожденный физик, но невероятно амбициозна, горит делом и всеми силами рвется в большую науку. Между ними возникают лирические отношения, правда, непростые. И если своих главных героев Василий Бархатов увидел еще во время написания сценария, то с кандидатурой артиста на роль режиссера пришлось помучаться. Но первая же встреча с Денисом Сухановым, одним из ведущих актеров театра «Сатирикон», заставила его прекратить дальнейшие поиски.
«Мне хотелось сняться у Васи, потому что в то время (весна 2010) его имя уже как-то »звучало«. И очень грело то, что он театральный человек. Я понял, что мы быстро найдем общий язык. Так и сложилось – »рыбак рыбака видит издалека«. Он очень талантливый, с живым бурлящим умом, фонтанирующий идеями. Причем, все делает легко. Я ни разу не видел его разгневанным. Все происходило в дружеской атмосфере, мы все получали удовольствие от работы. Он со своими невероятно белыми волосами выглядит просто как солнышко, такой же он и внутри», – улыбаясь, рассказывает Денис.
Несмотря на то что это была первая работа Бархатова-кинорежиссера, по словам актеров, никакого бардака на площадке не было, как и никакого режиссерского прессинга. «Я первый раз работал с режиссером-сверстником, – вспоминает Добрыгин. – И это был интересный эксперимент: как ты со своим мировоззрением, со своей головой можешь доверять такому же, как ты. Правда, когда режиссер говорит, что писал сценарий и видел тебя, это, естественно, располагает к работе. В общем, на площадке все складывалось. Я испытывал сплошную радость. А как замечательно было с Екатериной Сергеевной Васильевой! У нас с ней вторая встреча за мой сверхкороткий актерский путь, и это удивительно. В «Черной молнии» она играла ученую, а здесь – мою бабушку, что было приятнее, и опять же… ученую. Со всеми было по-своему весело, да и вообще все было хорошо, хотя процесс был жаркий, причем, в буквальном смысле этого слова, потому как снимали в то самое горячее лето 2010 года. А на самой станции воздух был просто раскаленным, во многих местах даже окна не открывались».
«Не выдерживали даже приборы, техника то и дело выключалась, – поддерживает его Денис Суханов. – Спасало только то, что рядом было прекрасное озеро, в котором можно было освежиться. (Большую часть времени снимали на атомной станции в городе Удомля под Тверью – EMPIRE). Но все равно эта жара плавила нам не только технику, но и мозги. Сама атомная станция на меня произвела очень сильное впечатление, в том числе серьезнейшая пропускная система – мы иногда тратили целый час только для того, чтобы пройти на территорию».
Благодаря соавторству «Росатома», впервые за всю историю атомной энергетики в художественном фильме зрители увидят действующую атомную станцию. «Это было основным моим драйвом – снимать объекты, которые до этого в художественном кино никто не снимал!» – делится Василий Бархатов. Правда, снимали на двух атомных станциях, из которых Бархатов сделал один собирательный образ, за что, смеясь, признается он, его будут ненавидеть все атомщики, потому что эти станции совершенно несовместимые по архитектуре, технологии и по времени. «Но я абсолютно убежден, что когда ты снимаешь кино про любую профессию, тебе надо сделать выбор: либо ты делаешь кино, которое ты хочешь, либо – »Союзнаучфильм«. Нельзя совсем завираться, но на какие-то жертвы идти надо», – делится режиссер.
Одним словом, у Бархатова получился фильм про любовь, про ее поиск, про разочарования и про невозможность жить без нее. «Атомный Иван» – легкая, светлая, яркая и в то же время глубокая картина, которая даст возможность по-новому посмотреть и на атом, и на физиков. Не как на целеустремленных роботов, а как на эмоциональных и тонко чувствующих людей. Но даже они, научившись управлять атомом, не могут вычислить формулу любви.