Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Крушение мира» – фильм-катастрофу о классовом неравенстве

Очередное обличение варварства капитализма – в триллере от режиссера «Платформы».

Добавить в закладки

Трейлер

Лора (Мэри Элизабет Уинстед) успешно развивается как кинопродюсер в одной из кинокомпаний Лондона. Возможно, совсем скоро она станет еще богаче, тем более, что Лоре поступают выгодные предложения в сфере искусств. Но внезапно по миру разносится вирус, который убивает богатых людей с миллиардным состоянием. Постепенно планета погружается в хаос, а не столь обеспеченные граждане выходят на улицы – озлобленными и готовыми уничтожать всех власть имущих. Лора объединяется с бывшим супругом Тони (Рэйф Сполл) и своей дочерью Анной (Дикси Эгерикс), пытаясь найти спасение в укромном уголке. Похоже, искать удачу предстоит вдали от Лондона и Барселоны. 

Мэри Элизабет Уинстед в роли Лоры на кадре из фильма «Крушение мира»

Мэри Элизабет Уинстед в роли Лоры на кадре из фильма «Крушение мира»

Закат Европы и социальное расслоение уже давно стали темами для творческих спекуляций. Если неравенство доходов и тяготы глобализма вызывают в людях молчаливое недовольство, то кинематограф смело дает рупор для лозунга «ешь богатых!» и всегда рад пофантазировать о гибели капитализма. Разумеется, за его же счет. Испанский триллер «Крушение мира» (оригинальное название Rich Flu, то есть, «Грипп богатых») бичует пресловутую расстановку сил и несоразмерную нарезку мирового пирога. Для 51-летнего Гальдера Гастелу-Уррутии это далеко не первый выход на острое социальное поле. Прежде испанец прославился клаустрофобной «Платформой» – триллером о классовом неравенстве на разных уровнях тюремной башни. И даже успел выпустить сиквел: он, правда, оказался куда менее удачным. Промежуточное «Крушение мира» как-то незаметно встало посреди «Платформ» и прошло без особой помпы – не сильно спасло даже имя Мэри Элизабет Уинстед в заявке.

Мэри Элизабет Уинстед в роли Лоры на кадре из фильма «Крушение мира»

Мэри Элизабет Уинстед в роли Лоры на кадре из фильма «Крушение мира»

Концептуально перед нами фильм-выживание о группе европейцев, которые пытаются спастись среди глобального хаоса. Время позерствовать роскошью и сорить деньгами прошло. Теперь быть уличенным в богатстве сродни смерти – миллиардеры бегут из Европы, а лента с ехидством показывает новый путь миграционных потоков: в бедные регионы мира, откуда и рвались в Старый свет все униженные и оскорбленные на поиски лучшей жизни. Замысел, как это обычно и бывает в подобных триллерах, кажется куда более лакомым, нежели реализация: «Крушение мира» выглядит так, если бы «Космополис» оказался фильмом категории B. Тут тоже есть фрустрация богатых, конкретнее – героини-карьеристки в исполнении Элизабет Уинстед и полный раздрай на улицах. Вот только сценарий вместо тонких нюансов предпочитает жирные мазки. Все подано довольно топорно: с озлобленными толстосумами и их страхом засветить свою принадлежность к высшим классам – вирус имеет свойство озарять их зубы особым блеском, который так просто не спрячешь. Но и безудержной сатиры у авторов тоже не получается, на этом поле куда выигрышнее кажется «Высотка» Бена Уитли.

Мэри Элизабет Уинстед в роли Лоры на кадре из фильма «Крушение мира»

Мэри Элизабет Уинстед в роли Лоры на кадре из фильма «Крушение мира»

Охвативший миллиардеров страх сменяется побоищами в городах, нарастающим хаосом толп и брождением в поисках безопасной земли – по тропикам и даже пустыням. Чтобы прийти к апокалиптической кондиции, фильму требуется почти час, он запрягает крайне долго, да и едет тоже не быстро. Первое время и вовсе трудно понять что в ленте происходит и куда она будет выруливать: в семейную драму героини и ее разбитой семьи, в социальную сатиру или в фантастический триллер. Как оказалось, во все стороны сразу. Лента буксует где-то на развилке и кроме изящного концепта от нее, пожалуй, ничего и не остается. 

Еще есть Мэри Элизабет Уинстед, чью героиню зовут Лорой Палмер, но это даже не кажется забавным. Актрисе традиционно стоит отдать должное – она одинаково своя и в образе деловой карьеристки, и в амплуа истерзанной беженки. Ненадолго в кадре появляется британец Тимоти Сполл в одиозной роли миллиардера, но все актерские потуги сходят на нет, когда вирус выходит на первый план. О его источнике, кстати, в фильме практически нет ни слова – очередное подтверждение, что Гастела-Уррутия использует свои картины как схемы и конструкции, в которых есть обобщающая мысль (от капитализма до первобытного состояния – один шаг, человек человеку волк и так далее), но явно недостает тонкой художественной подкладки. «Крушение мира» сойдет за очередной диагноз общественным стратам, но с трудом запомнится как кинематографическое произведение. Чтобы образумить и напомнить на какой тонкой грани стоит цивилизация, не обязательно ломать стулья и крушить мегаполисы. 

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?