
Заурядный хоррор о поп-звёздах, культе личности и природе одержимости.
«Опус» — дебютная работа Марка Энтони Грина, бывшего журналиста издания GQ, проводившего десятки интервью с известными артистами (например, с The Weeknd и Дональдом Гловером). В своём первом полном метре, заручившись поддержкой компании A24, Грин решил исследовать пугающую культуру селебрити и обывательского отношения к ней. В лучшем случае «Опус» можно было бы сравнить с недавним вполне солидным сериалом Дональда Гловера «Рой», где главная поп-звезда современности Билли Айлиш буквально играла главу секты. Результат получился разочаровывающим даже для дебюта. Отсутствие свежих идей губит Грина ещё в первом акте: режиссёр путается в псевдофилософских рассуждениях, подводит к знакомым сюжетным твистам, а к финалу и вовсе самонадеянно оставляет аудиторию с вяжущим привкусом недосказанности.
Журналистка Ариэль (Айо Эдебири) испытывает творческий кризис: главный редактор Стэн (Мюррэй Бартлетт) ни во что не ставит её талант, хотя сама героиня отчаянно хочет писать статьи и книги об интересных людях. Шанс выпадает с возвращением на сцену величайшей поп-звезды 1990-х Моретти (Джон Малкович): эксцентричный хитмейкер приглашает Ариэль и ещё нескольких репортёров провести выходные в его поместье посреди штата Юта, чтобы послушать новый, 18-й по счёту альбом. По прибытии у Ариэль со товарищи отбирают все девайсы и приставляют к ним специального «консьержа», следящего за каждым шагом. Постепенно героиня начинает догадываться о зловещих намерениях Моретти и его приспешников, жутковатой секты «уровнистов».
Основная ошибка «Опуса» и всей команды создателей кроется в отказе признавать свою неопытность, выдавая её за амбициозность. В Ариэль режиссёр видит своё пытливое альтер эго, журналиста, у которого очень скоро заканчиваются вопросы и начинаются домыслы ради приукрашиваний. Картина явно хочет стать хитом для поколения зумеров и аудитории тиктокеров, но даже те рискуют остаться разочарованными из-за вторичности материала, несуразности действий героев и антагонистов, пробелов в мотивации пышно разодетого Моретти. Каждый элемент реквизита и антуража тщательно подобран матёрой командой маркетологов A24. Есть детский кукольный театр, где рассказана история блюзовой легенды Билли Холидей, серьёзно пострадавшей от круглосуточного наблюдения журналистов (Моретти жадно идентифицирует себя с ней). На руках у последователей обнаружены странные следы — кажется, это от чистки устриц и поисков в них жемчужин (ожерелье из них полагается носить каждому из уровнистов). Перед прослушиванием альбома каждый гость обязан пройти через интимную стрижку. Странные рисунки авторства самого Моретти, его постоянные сравнения себя с Богом — всё это разбросанные куски хаотичной мозаики, которая не впечатлит даже при полной сборке. Как и название альбома — «Просьба Цезаря», — фильм быстро утратит флёр таинственности, объяснит бойню мелочной местью писакам-обидчикам.
В образе Моретти кроются неприкрытые аллюзии на Принса и Дэвида Боуи, но Грин не предпринимает даже попытки сделать персонажа аналогично притягательным. «Инновационное» звучание артиста напомнит всё о том же The Weeknd и его провальном сериале «Кумир». Малкович попытается сделать всё: диапазон футуристичных образов, перьев, роскошных ботинок на платформах практически не влияет на скудно прописанного персонажа. Единственной похвалы заслуживает Эдебири: выпускница сериала «Медведь» получила первую сольную роль, достойно справилась с образом «последней девушки», выжала из происходящего максимум удовольствия.
В начале фильма Ариэль жалуется своему другу (Янг Мазино) на нереализованный потенциал. Тот отвечает: иногда стоит признать, что ты «чертовски посредственный» человек, которому нечего сказать. A24 всё чаще нуждается в подобной ревизии: внешне их каталог безупречен, копнёшь глубже — попадёшь на кладбище невнятно сгенерированных идей.