
Несколько небрежный и крайне негативный срез современного состояния общества в итальянском Неаполе будет прежде всего интересен любителям авторского кино
Несколько небрежный и крайне негативный срез современного состояния общества в итальянском Неаполе будет прежде всего интересен любителям авторского кино.
Много лет назад в окрестностях итальянского Неаполя был построен огромный металлургический комбинат, но сейчас предприятие давно закрылось, а грандиозные площади зарастают сорняками. Производство переехало, а люди остались, вокруг комбината успели вырасти рабочие кварталы, жители которых теперь оказались не у дел. Сорокалетний Джиджино промышляет мелким воровством и неуклюжим пением перед посетителями ресторана, всех его средств хватает на дозу порошка, нехитрый обед да услуги уличной девки. Скупому Антонио уже под восемьдесят, а он все норовит ухватить за мягкие места свою домработницу в перерывах между убаюкивающими его сердце воспоминаниями о семи годах, проведенных Диего Марадоной в Неаполе. Помощник бакалейщика Марко недавно закончил школу, но с будущим еще не определился, а знакомство с юной балериной Сарой и вовсе кружит голову – девушка вовлекает его в демонстрации итальянских коммунистов. Три поколения итальянцев, потерявшихся во времени и пространстве, три мужчины против целого мира.
Российский артхаус принято называть «бессмысленным и беспощадным», ему даже придумали звучный эпитет «чернуха», подчеркивая то, что акцент наше авторское кино делает на не самых приятных сторонах жизни, на том, от чего в реальности мы привыкли отводить глаза, что предпочитаем не замечать и обходить стороной. Но жесткая демонстрация неудобной реальности – далеко не отечественное изобретение, в каждой стране найдется такой режиссер, который причесанным гламурным героям и роскошным декорациям предпочитает серую улицу и обычных людей. И в фильмах таких «правдолюбов» совсем немного выдумки, они берут сюжеты из жизни, показывают действительность, лишь отчасти «причесывая» ее в рамках своего высказывания.
Итальянский ветеран кино Антонио Капуано – именно такой режиссер. Его фильмы можно принять за документальные, они кажутся небрежными поделками, словно снятыми тайком на любительскую камеру или даже смартфон, но при этом в них необыкновенно много любви к родному Неаполю. Любви, выраженной через боль за горожан, одновременно похожих на всех итальянцев, но и разительно отличающихся от жителей других городов. Вот и «Неаполитанские истории» начинаются с пронзительного закадрового монолога о том, как тысячи неаполитанцев оказались в ловушке грез, связанных с промышленным гигантом, и как сейчас они остались не у дел.
А дальше… Дальше начинается та самая «чернуха», которую так сильно не любят российские зрители. Разумеется, она в фильме имеет несколько иной, чем у нас, оттенок – все-таки и представления о бедности у нас иные, и уличных чудаков мы воспринимаем иначе, да и климат накладывает свой отпечаток, – но все признаки артхауса, в российском его понимании, в «Историях» налицо. Будут вам и неустроенная семейная жизнь, и мелкое воровство, и унизительное попрошайничество, и грязный уличный секс, много ругани и крупных планов некрасивых лиц в фильме тоже в изобилии. Все, как вы не любите!
Но посмотреть «Неаполитанские истории» все же весьма полезно и как минимум любопытно – такую Италию можно увидеть лишь в подобного рода «не витринном» кино или собственными глазами. Капуано словно делает исторический срез, складывает для будущих археологов и историков «капсулу времени» из лоскутков жизни своих земляков. Картина получается пестрая: с рэпом и «жалостливой» песней о маленьком осьминоге, с бандитами и мигрантами, с кризисом для бедных и еще большей роскошью для богатых, с балетом прямо на замусоренных улицах и футболом, заполняющим вены болельщиков.
Неаполь в этом фильме – странная конструкция, противоречивая, иллюзорная, неприветливая даже к своим. Порой автор срывается в какую-то майкломуровскую разоблачающую риторику, как, например, в эпизоде с интервью женщин, занявших заброшенное здание школы под жилье. Временами скатывается к гротеску и водевильной размашистости – его герои с удовольствием поют, танцуют и декламируют стихи. Но ругать автора за такое шараханье из стороны в сторону не повернется язык – видно, что город свой Капуано любит и очень беспокоится о том, как Неаполь переживет тяжелые времена.
Сможет ли фильм тронуть вас так сильно, как того хотел автор? В России легко найти десятки и даже сотни мест куда менее благополучных, чем итальянская провинция. И неустроенных людей у нас в разы больше. И бедность российская – не чета итальянскому «нищенству». Так что скорее «Неаполитанские истории» нашему зрителю не станут костью в горле и не раскроют глаза. Да, фильм сделан небезынтересно, но в большей мере он полезен как часть хроники «Италия. Век XXI». Посмотрим, останется ли он интересным лет через тридцать – тогда и решим, искусство это или китч.
С 20 апреля в кино.