Трогательная и легкая история боксера, забывшего о боксе накануне самого главного своего боя. Вот что с людьми вытворяет любовь!
К началу 1960-х финский боксер Олли Мяки добился в любительском боксе всего, чего хотел, и решил перейти в профессионалы. Чтобы закрепить свои претензии на место среди лучших, Олли соглашается на бой с действующим чемпионом и приступает к тщательной подготовке к решающему бою. Обстоятельства складываются как нельзя лучше: бой будет проходить на домашнем для Мяки ринге, его рука крепка как никогда, а тренер делает все для того, чтобы боксер ни в чем не нуждался. И лишь одно занозой мучает Олли днем и ночью – он влюбился в девушку по имени Райя и очень боится ее потерять. Разговоры с тренером ни к чему не приводят, тот требует от боксера с головой погрузиться в подготовку к схватке с серьезным соперником. У Олли Мяки же любовь не выходит из головы, и тогда он делает выбор той, которая важнее всех медалей мира…
Много ли финских спортсменов вы знаете? Хоккейные болельщики со стажем наверняка смогут назвать пятерку лучших игроков бело-голубой сборной, частенько досаждавшей советской, а потом и российской сборной, любители гонок вспомнят Мику Хаккинена и Кими Райкконена, а поклонники футбола с теплотой вспомнят победы голландского «Аякса», ведомого блистательным атакующим полузащитником Яри Литманеном. Скромный список, но и он существенно превосходит перечень финских кинематографистов, которые широко известны массовой публике. Аки Каурисмяки, Тимо Вуоренсола да Ренни Харлин – хорошо, если без подсказки вы вспомнили хотя бы одного. Что же, российский прокат дарит вам прекрасную возможность одновременно познакомиться и с современным финским кино, и с выдающейся спортивной личностью – все это «Самый счастливый день из жизни Олли Мяки».
Если вы привыкли к «роккиобразным» боксерским картинам, если в этом году не смогли пройти мимо «Пазманского дьявола», то вынуждены вас разочаровать – «Самый счастливый день» совсем не похож ни на классику американского спортивного кино, ни на современные постановки. Фильм Юхо Куосманена вообще не столько о боксе, сколько о боксере, причем не о чемпионской его стороне, а о чисто человеческой. И хотя фильм наполнен энергичными эпизодами нагрузок в спортзале, изматывающими походами в сауны, чтобы сбросить вес до рабочего, пробежками и спаррингами, гораздо важнее видеть, как меняется лицо главного героя при виде любимой девушки.
Теплый ламповый, как принято нынче говорить, черно-белый фильм Куосманена привязан к действующим лицам и времени весьма относительно, гораздо важнее в нем человеческая история парня, который настолько долго находился под чужим влиянием, что едва не потерял себя. Олли в исполнении Яркко Лахти – тихий мужчина, которым понукают родные и близкие, который подчиняется любому взмаху руки тренера и менеджеров, не будь он отличным бойцом, его можно было бы назвать боксерской грушей. В карьере Мяки были взлеты и падения, победа в предстоящем поединке важна как воздух, но герой вдруг решает стать личностью, а не парой боксерских перчаток, которыми кто-то управляет.
«Самый счастливый день» немногословен, но героям и не нужно много говорить, они в кадре словно обмениваются электрическими разрядами разной интенсивности и с разным знаком – рядом с менеджером Олли словно теряет жизненные силы, он опускает плечи и выглядит еще меньше своего скромного роста, а вот рядом с Райей герой расцветает, напитывается энергией. И наблюдать за этими «американскими горками» крайне трогательно, в этом есть какая-то милая, симпатичная простота, которой лишился сухой и циничный Голливуд. «День Олли Мяки» – кино по-европейски душевное, но по-скандинавски сдержанное в эмоциях, смотреть его – настоящее удовольствие.
Режиссер Юхо Куосманен дал актерам достаточно свободы для того, чтобы они не чувствовали себя зажатыми шаблонами и рамками образов. Это придает работе Лахти дополнительную прелесть, в его исполнении Мяки – не «бешеный бык», не рвущий жилы Бальбоа, а трогательный угловатый ничем особенно не примечательный мужчина. Добрый и заботливый, нежный с близкими и способный на романтические поступки – в день решающего боя он едет не на дополнительную тренировку, а купить будущей невесте кольцо. Даже если реальный Олли Мяки был не таким, в созданный на экране образ легко верится, зрителю хочется сопереживать такому герою.
Да, фильм несколько выбивается из представлений об «американской мечте», но он и не американский. Впрочем, основная мысль его универсальна и интернациональна: можно всю жизнь исполнять чужую волю и даже добиваться успеха, но не быть при этом счастливым, а можно всего раз сделать что-то по-своему, вопреки всем вокруг. Возможно, именно этот день и будет самым счастливым в жизни.
С 13 апреля в кино.