Мультипликация, пожалуй, меняется быстрее, чем любая другая отрасль киноискусства. Полная интеграция процесса с компьютерными технологиями, появление трехмерного изображения и постоянное совершенствование CGI-примочек напрочь поменяли образ типичного анимационного фильма. Однако дело не только в визуальном оформлении, но и в сюжетном наполнении – мультфильмы стали менее сказочными. Более того, большинство анимационных работ рассчитано как на взрослую, так и на детскую аудиторию. Да, и раньше нам попадались мультики, лишенные всяких иллюзий и детской наивности, но на сегодняшний день их число заметно выросло. Вдобавок, детей теперь развлекают персонажи, которые раньше должны были наводить ужас: зомби, вампиры и прочая нежить. В ближайшую неделю нас как раз ждет два таких современных мультика в мрачном оформлении.
Перед нами история о дружбе мальчика Виктора и пса Спарки. Собака погибла в результате несчастного случая, и мальчик тяжело переживает потерю верного друга. Казалось бы, хорошо известная всем завязка, но не будем забывать, что за сценарием и режиссурой стоит Тим Бертон, поэтому развитие сюжет получит соответствующее – для тех родителей, которые случайно привели своих детей в кино на «Франкенвини», это самое развитие, возможно, будет шокирующим.
Виктор вернул пса к жизни, пойдя «научным» методом всем известного Франкенштейна. Все бы ничего, пусть ребенок играет с любимым другом (пусть и мертвым), но песик сбежал и теперь терроризирует округу.
«Фильм прост, но все же доставляет уйму удовольствия. Сказка о маленьком мальчике и его возвращенной с того света собаке по-своему хороша, а если знать предысторию, то еще лучше», – пишет Тай Берр (Ty Burr/The Boston Globe).
Под предысторией бостонский критик наверняка подразумевает то, как долго пес Спарки пробивался на большой экран. В 1984 году Тим Бертон снял для студии Disney получасовую короткометражку «Франкенвини». Мультфильм признали непригодным к показу детской аудитории, а Бертона уволили за перерасход средств да еще и с формулировкой «пустая трата рабочей силы и денег».
В 2007 году студия (видимо, посчитав, что дети уже не те) сама обратилась к Бертону с просьбой снять полнометражный ремейк «Франкенвини». Режиссер, забыв обиды, согласился и вплотную взялся за работу: нарисовал эскизы персонажей, вместе с Джоном Огэстом дополнил сценарий и договорился с актерами озвучки. Настало время кропотливого и длительного труда; стоит отметить, что все персонажи мультфильма – это созданные вручную куклы, а декорации – модели, сконструированные буквально на столе. В итоге пес Спарки и его хозяин Виктор добрались до кинозалов всего мира.
«Франкенвини» – впечатляющая череда бегущих картинок в бертоновском стиле. В мультфильме даже вновь появились старые друзья, например, Вайнона Райдер и Кэтрин О'Хара из «Битлджюса», – проводит ретроспективу Лиза Шварцбаум (Lisa Schwarzbaum/Entertainment Weekly).
К слову о старых друзьях, главные герои «Франкенвини» названы в честь персонажей популярных фильмов ужасов тридцатых годов – Виктор Франкенштейн, Эльза Ван Хелсинг, Эдгар И. Гор и мистер Бургермайстер. Вряд ли в 30-х годах создатели хорроров могли предположить, что их герои будут развлекать публику от мала до велика. Однако дети сейчас совсем другие, о чем и пишет Роджер Эберт (Roger Ebert/Chicago Sun-Times), публикующий свои рецензии с 1967 года: «Для детей прошлого »Франкенвини« был бы слишком мрачным, но дети наших дней повидали все, поэтому сюжет о мальчике и его собаке остается притягательным. История разворачивается в знакомом бертоновском мире, где у героев голова с воздушный шар, круглые глаза и ноги колесом. »Франкенвини« не отнести к лучшим работам Бертона, но у него есть своя заразительная энергетика».
Новая картина Бертона в его фирменном стиле уже в кинотеатрах.
Граф Дракула решил заняться бизнесом. Он построил в Румынии отель по адресу Умбре, улица Трансильванская, дом 666 (именно эти координаты были написаны на путеводителях для гостей). На самом деле легендарным вампиром двигала не жажды наживы. Он просто пожелал укрыться вместе с дочкой от посторонних глаз, собраться с себе подобными монстрами из разных уголков Земли, спрятаться от повседневной суеты и, конечно же… людей. Увы, счастье было недолгим – вездесущие американские туристы проникли и сюда.
По сравнению с Бертоном, «Монстры на каникулах» – самая настоящая детская сказка: и цвета поярче, и тон поигривей. А могло ли быть по-другому при тандеме Сэндлер-Сэмберг («Папа-досвидос»)? Они вообще способны быть серьезными?
Мультфильм получился неоднозначным. Почти все рецензенты акцентируют свое внимание на очевидных минусах, и некоторым перечисленных недостатков хватило, чтобы вынести неутешительный вердикт, но были и те, кто, несмотря на слабые моменты, выделил работу режиссера Геннди Тартаковского из общей массы.
«Несмотря на обилие 3D эффектов, »Монстры на каникулах« не поражают воображение своей анимацией. И из-за проблем с авторскими правами человека-волка, квазимоду и других известных страшил с почетной репутацией заменили менее яркими персонажами. Так или иначе, здесь есть, над чем посмеяться и детям, и родителям», – пишет Стивен Ри (Steven Rea/Philadelphia Inquirer).
Клаудия Пюиг (Claudia Puig/USA Today) испытала дежа-вю в удобном кресле кинозала: «Пусть у мультфильма достаточно энергетики, юмор в нем скорее туповатый, нежели интеллектуальный. Вдобавок, »Монстры на каникулах« многое позаимствовали у »Корпорации монстров«.
Также юмор критиковал Майк Скотт (Mike Scott/New Orleans Times-Picayune), но один момент он все-таки оценил: »Монстры на каникулах« – это предсказуемый юмор и неразвернутая история с парой-тройкой неплохих шуток – особенно запомнился стеб над »Сумерками«.
Майкл О'Салливан (Michael O'Sullivan/The Washington Post) тоже вспоминает »Сумерки«, но уже в отрицательным контексте: »Как и в сумеречной саге, Дракула предстает перед нами «дружелюбным» вампиром, избегающим людей ради сердечных дел. «Монстры на каникулах» повеселят зрителей из разряда «кошелек или смерть», но чуть побольше зверства им бы не помешало".
Ужасные каникулы в отеле графа Дракулы начнутся 18 октября.