У нас тут "Лилю навсегда" имеет смысл смотреть только тем, кто действительно очень устал и заработал, чтобы его хоть немножечко пожалели, а этого не дождаться. Тогда можно сходить в кино, пожалеть себя самому -- такая махровая мелодрама это позволяет, причем от всей души, на полную катушку. Всем остальным, кто от любых эмоций, от которых еще и устают зачем-то, пока что заслонен ведерком кукурузы, смотреть опус Мудиссона не имеет смысла.
Впрочем, заранее ясно, что у нас опус не заблестит, не заиграет, хотя в своей родной Швеции получил в этом году все самые главные награды Академии. Именно наша Оксана Акиньшина была признана там лучшей актрисой года. Получается, шведы жалеют нас даже за то, что мы посылаем их на фиг.
Обозначенная не нами и не сегодня подлость – "доброго обманут, перед злым сробеют, сильного сломают, слабого сживут со свету" – сегодня именно у нас невооруженным глазом видна любому левому иностранцу. Как принято повсеместно предавать собственных детей, бить их смертным боем, издеваться, а безродных просто насиловать, обворовывать, покупать, как друзей принято подставлять даже ни за понюшку, а умирающих стариков гноить и все прочее – и все это втихую, как ни в чем не бывало, не вынося сора из избы. Что в Швеции страшный скандал, нам в газетах давно уже надоело. Слишком много. Как порядочный, Мудиссон не полез еще прямо в Россию, в среднюю полосу, он просто снял то, на что лично напоролся – брошенный советский военный городок где-то на эстонской территории. Только ни одного эстонца там нет, все равно это мы, собственными персонами, так что факт остается фактом: есть страны, где подлость встречается иногда, и это, допустим, Европа, Швеция, а есть, где все, без исключения – подлость. Там русский дух, там русью пахнет.
Кто не узнает загаженный хрущобный двор, заплеванный подъезд, записенную простыню на засаленной кушетке и заржавленное зеркало в заросшей грязью ванной недавнего покойника? В тумбочке у покойника хранилась горсть орденов и медалей за Великую Отечественную. Шпанистые лилины гости прикалывались и мерили ордена на себя. Кто не узнает эту непрекращающуюся пьянку и чем она кончается, и почему та подруга, которая всем давала, в итоге и назвала Лилю проституткой? Шпана дразнила Лилю во дворе с хрущобного балкона, чтобы не рисковать, а ворвалась к ней спьяну втроем, чтобы тоже не рисковать. Работы в военном городке не было даже для взрослых. В этом Мудиссон прав, хотя, глядя на все это, чувствуешь, что нам еще польстили.
Играют они в ноль, как бы Акиньшина ни наезжала на Мудиссона, что у них непонятки. Он ее актрисой сделал, причем мирового класса. Он и всех остальных наших заставил говорить искренне, как они что-то не говорят ни у рязановых, ни у янковских, ни у тодоровских с наумовыми. Но тем и не надо жанровое кино с правильной композицией и сильными эмоциями. Не дай бог, их махровые мелодрамы, если сильно снимать, будут выглядеть некукурузно, несчастно, нелестно для них, великих русских творцов. У творцов все плохое давно прошло – длилось пару лет в начале 90-х, когда они испугались и когда выходили "Помнишь запах сирени" да "Круг второй", и немедленно прошло.