От "Чужой", еще до премьеры прослывшей новой сенсацией отечественного кинематографа, мы ждали русских "Прирожденных убийц" или даже "Никиты", однако получили артхаусную притчу о природе зла, в какой, к тому же , никого не жалко.
Когда бандоса Бабая берут за убийство, четверо братков отправляются в Чехию с заданием вернуть оттуда его сестру-проститутку, которая нужна как гарант того, что братец не сболтнет следствию лишнего. На их беду, девица оказывается чем-то вроде темной богини, исполненной адского цинизма и начисто лишенной принципов.
Культовый интернет-персонаж Владимир "Адольфыч" Нестеренко написал киноповесть "Чужая" с целью рассказать, как все было на самом деле в лютые девяностые, и о чем писал, если верить самому автору, знал не понаслышке – якобы даже в тюрьме отсидел. Права на экранизацию выкупили Эрнст и Толстунов – люди, которые всегда выбирают правильные истории, а после их правильно интерпретируют. В данном случае ставка принципиально делалась на темных лошадок: на главные роли утвердили незамыленных актеров из провинциальных театров, режиссером назначили сериальщика Антона Борматова. История как бы рождалась сама собой, всплывая из мутной пены девяностых, и в результате стала откровением еще до первого официального показа. Премьера "Чужой", кстати, состоялась на интеллектуальном "Книжном фестивале", после чего все кинокритики и блоггеры не преминули отписаться про то, какое же это прекрасное кино, упоминалая, кроме прочего, и о наступлении новой эры в русском кинематографе. К тому моменту ленту уже слили в интернет. Одновременно на бескрайних просторах глобальной появился и вирусный ролик, где главный отрицательный герой – урка и наркоман – рассказывает интернет-пирату, какой тот унылый гандон. Посмотреть его можно тут, но сразу предупредим – зрелище это довольно унизительное.Как, будем уж честны, и само кино. Про суровые девяностые было снято только два адекватных фильма: телевизионная "Бригада" и близкий к гениальности "Бумер". Все ждали, что "Чужая" станет третьим. Ждали отечественных "Прирожденных убийц" пополам с "Большим кушем" и "Никитой". А получили нечто совершенно иное.
И дело даже не в том, что Антон Борматов достиг апогея пошлости в эротической сцене в поезде, где женский оргазм сигнализируется гудком проезжающего навстречу состава. И не в том, что мат и феня тут в каждой фразе. Не в том, что актеры не столько играют, сколько зачитывают радиопьесу (хотя Наталья Романычева в главной роли почти безупречна). Просто это не авантюрная бандитская история с перестрелками – что, впрочем, не исключает обилия кровищи и выстрелов из "плетки", как, оказывается, киевские бандиты называют пистолет – а скорее артхаусное размышление о природе всякого зла, мщении и праве на выбор. И ладно, пусть будет, но причем тут новое слово в истории русского кино?
Есть у "Чужой" и еще одна проблема. В том же "Бумере" Сергею Шнурову, композитору и автору саундтрека, приходилось уговаривать зрителя не сопереживать Коту и его подельникам, однако мантра "Никого не жалко, никого" не работала – больно хороши были герои. В "Чужой" же нет ни одного, даже второстепенного персонажа, который не вызывал бы ненависти и не заставлял желать ему самой скорой и болезненной смерти.
И такой воспитательный эффект от фильма про те времена, самую память о которых нужно скорее вытравить из российского коллективного разума, безусловно ценен. Но делает ли он ценным сам фильм?
Вердикт
Артхаусный кинороман воспитания о природе зла, сокрытой в бандитских девяностых.