Постапокалиптический хоррор об отце, который пойдет на все, чтобы защитить сыновей.
Пятнадцать лет назад неизвестная катастрофа уничтожила большую часть населения Земли. Немногие выжившие оказались вынуждены прятаться от явившихся плотоядных монстров, которые выходят на охоту в темное время суток. Пол (Николас Кейдж) и его сыновья Джозеф (Джейден Мартелл) и Томас (Макс Дженкинс) обосновались на отдаленной ферме. По соседству расположились супруги Роуз с дочерью Шарлоттой (Сэди Совералл). Томас часто отлынивает от помощи отцу и брату, предпочитая проводить время в компании симпатичной соседки. Однажды он не успевает вернуться домой до захода солнца. Пол отправляется на поиски сына. Джозеф остается один дома. Для каждого эта ночь может закончиться плохо.
Авансом словосочетание «постапокалиптический хоррор с Николасом Кейджем» звучит отлично. Лицо актера на постере и фамилия в титрах работают лучше всякой рекламы, особенно когда дело касается малобюджетного инди. В теории из кейса «Кейдж против монстров» мог бы получиться еще один жанровый хит в духе зубодробительной «Мэнди» или трогательной «Свиньи». Однако все ожидания разбиваются о досадную реальность: главную звезду фильма довольно быстро задвигают на второй план. Впрочем, когда Кейдж в действии, он все еще дает жару. Запоминающаяся сцена с дробовиком в финале — яркое тому доказательство.
Сюжет главным образом фокусируется на братьях. Джозеф отвечает за починку вещей и изобретение ловушек для жутких «зубастиков». Томаса интересуют только свидания с соседкой Шарлоттой. Несмотря на разницу характеров и темпераментов, мальчишкам в конце концов все же придется объединиться ради спасения отца. Джейден Мартелл («Оно», «Защищая Джейкоба») и Макс Дженкинс («Затерянные в космосе», «Милый Эдвард») — способные ребята, которые убедительны в своих выступлениях. Однако когда контроль над материалом полностью переходит в их руки, юные таланты все же немного теряются, подобно своим экранным прототипам. Остается лишь ждать, когда в здании появится батя.
Постапокалиптический сеттинг «Аркадии» выглядит любопытно. Однако создатели фильма не заинтересованы в деталях и рисуют окружающий мир широкими мазками. Причины апокалипсиса остаются за кадром. Происхождение монстров и их основная цель неизвестны. Сколько всего уцелевших и как выглядит жизнь за пределами нескольких ферм — дополняют список риторических вопросов. По ходу повествования разбросаны намеки на предпосылки краха цивилизации, но все так или иначе сводится к теориям. Среди вариантов: последствия климатической катастрофы, распространяющие заразу жуки, токсичный фиолетовый туман. Кажется, ни один из героев не может объяснить, что случилось с планетой. В конечном итоге интерпретация предшествующих концу света событий ложится на плечи зрителя, который, по всей видимости, должен придумать собственную версию.
Контекст происходящего, по мнению авторов, стало быть, не так уж важен. Проблема в том, что сценарий сам по себе довольно скуден на нюансы и подробности. Полноценное досье на героя Николаса Кейджа никто не просит, но было бы неплохо знать хоть какую-то информацию о прошлом героя. Как минимум кем он был до апокалипсиса и где его жена. Единственная характеристика персонажа сводится к функциональной роли заботливого отца, который пойдет на все, чтобы спасти сыновей. Пролог не только не дает объяснений, но даже ставит под сомнение сам факт того, что Пол — отец мальчиков. Не исключено, что мужчина просто нашел двух младенцев и решил взять их под опеку. Почему бы и нет? Отсутствие внятных ответов от сценариста — широкий простор для фантазии зрителя.
Жанровая конструкция «Судной ночи в Аркадии» заимствует ключевые идеи «Тихого места», «Я — легенда» и «Оно приходит ночью». Сравнения неизбежны: в центре сюжета находится семья, действие разворачивается в постапокалиптическом сеттинге, чудовища охотятся в темное время суток. Уникальность проекта проявляется в необычном дизайне монстров. Внешний вид ночных тварей жутко изобретательный. Режиссер фильма Бенжамин Брюэр работал в креативной команде оскароносного хита «Все везде и сразу». Опыт в создании визуальных эффектов ему явно пригодился. К сожалению, на одном только запоминающемся виде монстров шедевр вряд ли получится. Брюэр делает ставку на дизайн, но забывает о важности сценария.
Операторское решение и съемка с ручной камеры не в полной мере оправданны. Возможно, прием обусловлен скромным бюджетом, но тем не менее подобное визуальное исполнение кажется сомнительным и не провоцирует на эмпатию. Трясущееся изображение в случае «Аркадии» скорее раздражает, нежели создает динамику и эффект присутствия. Фильм не заинтересован в том, чтобы сделать человека за камерой полноценным участником истории. Еще одна проблема — излишне темные кадры. Додумывать приходится не только пробелы в сюжете, но и то, что происходит на экране.
«Судная ночь в Аркадии» не добавляет ничего нового в жанр и повторяет уже знакомые тропы известных постапокалиптических хорроров. Внимания заслуживает разве что запоминающийся облик монстров. В конечном итоге фильм не работает ни по одному из направлений: не захватывает, не пугает, не трогает. Благо, что за полтора часа не успевает слишком наскучить.