Элегантный и незаслуженно забытый фильм голливудского классика.
В эпоху, когда кино воспринималось как разновидность цирка, судьба и путаница с чемоданами свела на одной съемочной площадке адвоката из Чикаго и реднека из провинции. После феерического успеха в начале 70-х и двух подряд феерических провалов Питер Богданович ставит «Никельодеон», зачем-то переименованный отечественными дистрибьюторами в «Торговцев грезами». По инерции (а к 1976 году только самый ленивый кинокритик не бросил камнем в бывшего кумира) этот фильм тоже был объявлен лузером и надолго застрял в одной компании с картинами «Наконец-то любовь» и «Дэйзи Миллер».
Но если в последние две работы бросаться камнем действительно есть за что, и в первую очередь – за новую пассию Богдановича актрису Сибилл Шепард, то «Торговцы…», похоже, пали жертвой большой исторической несправедливости, похоронившей идеалы «нового Голливуда», одним из лидеров которого режиссер, собственно говоря, и был. Как и в десятых годах, отделивших кино от балагана, в Голливуде середины 70-х тоже наступали новые времена, с той разницей, что движение на этот раз происходило ровно в обратном направлении. При таком раскладе фильм Богдановича, выпущенный ровно между «Челюстями» и «Звездными войнами», оказался на удивление неуместным зрелищем с его стилизованной под бель эпок рефлексией на тему движущих сил кинематографа.В итоге послание оказалось невостребованным, юмор – чересчур тонким, а прямые цитаты из «Рождения нации» Гриффита – ни к чему не обязывающей справкой по истории. Сейчас, когда разрыв между индустриальной (балаганной) и авторской (гриффитовской) составляющими кинопроцесса достиг масштабов почти шизофренических, смотреть «Торговцев…» тем более поучительно.
Режиссер и киновед, каким Богданович был и остается, приходят здесь к мудрому и честному консенсусу по существу вопроса: каким надо быть мерзавцем, чтобы вкладывать в кино средства, жуликом, чтобы снимать на пленку, и дураком, чтобы его смотреть, получая большое удовольствие на всех стадиях процесса.