Новая угрюмая семейно-криминальная драма – шоу с очевидными достоинствами и значительными недостатками
Когда голливудским знаменитостям нужно избавиться от шантажиста или отнять ребенка у родственницы-наркоманки, они обращаются к Рэю Доновану (Лив Шрайбер). Выходец из бостонского преступного клана, он неплохо зарабатывает, решая чужие проблемы, и он с готовностью заботится и о своей семье, и о недотепистых братьях. Однако жизнь Донованов начинает разваливаться на глазах, когда в город приезжает их досрочно освободившийся патриарх Микки Донован (Джон Войт), которого Рэй некогда упрятал за решетку, свалив на отца преступление своего клиента. Теперь Микки жаждет мести, но он также хочет восстановить отношения с сыновьями и внуками.
Смотря первые серии летнего хита кабельного канала Showtime, можно было предположить, что «Рэй Донован» – шоу вроде «Скандала». То есть сочетание «процедурного» сериала о закулисных голливудских интригах (в «Скандале», напомним, речь идет о политических казусах Вашингтона) с мелодрамой о личной жизни заглавного героя. Однако уже во второй трети «Донована» повествование полностью сосредоточилось на семье Рэя, и сериал, утратив все претензии на «закулисность» и «процедурность», превратился в мрачную семейно-криминальную драму о человеке, который пускается во все тяжкие, чтобы защитить родных от одного из худших отцов в истории американского телевидения. Никчемные родители – любимая тема нынешних западных сериалов, но если бы, например, героиня «Мамаши» познакомилась с Донованами и узнала, что с ними сделал Микки, она тут же помирилась бы со своей родительницей и простила все ее прегрешения. Войт пугающе убедительно играет человека, который портит жизнь своим близким, даже когда искренне пытается им помочь.
Рэй, впрочем, тоже не подарок. Он многое унаследовал от отца, и он не стесняется пользоваться тем, чему научился у Микки. Так что их противостояние, в которое по ходу событий втягиваются все новые люди, быстро выходит из-под контроля. Как видите, драматизма «Доновану» не занимать, и колоритные персонажи в нем на каждом шагу. Даже вытесненные сценарием на обочину повествования сотрудники Рэя успевают запомниться за то время, что они проводят на экране. Какой разительный контраст с сериалами, где второстепенные персонажи не врезаются в память после целого года еженедельных появлений в кадре!
К сожалению, увлекшись нагнетанием мрачности, создательница сериала Энн Бидерман завела свое творение на территорию «схватки пауков в банке». Повествование «Донована» увлекает, но ни за кого из персонажей особенно переживать не тянет. Пауки есть пауки – какая разница, кто кого съест? Этой проблемы можно было бы избежать, если бы «Донован», как, скажем, «Правосудие Декстера», навязал зрителям точку зрения одного из главных героев. Но сериал Бидерман, несмотря на свое название, даже заглавного героя показывает несколько отстраненно, и потому сочувствовать персонажам «Донована» непросто.
Также шоу страдает от «синдрома лишних сюжетных линий», которые кажутся существенными, но на деле никуда не ведут. Или же используются как микроскоп для забивания гвоздей. Так, одна довольно сложная сюжетная линия, как выясняется к концу сезона, включена в сериал лишь для того, чтобы показать, как Рэй отреагирует на попытку изнасилования его дочери. Право, можно было раскрыть эту тему с меньшими усилиями и сэкономить экранное время для чего-то более значимого.
Так что, несмотря на занимательный сюжет, ярких актеров и повествование, которое вращается вокруг напряженных семейно-криминальных конфликтов, «Рэй Донован» – сериал на любителя. Слишком уж он депрессивный, отстраненный и неряшливый. Впрочем, семейная драма от этих недостатков теряет меньше, чем шоу многих других жанров. Ведь семейная жизнь часто бывает депрессивной и неряшливой, и трудно винить тех, кто хочет от нее отстраниться. Так что «Донован» получает бонусные очки за реализм – даже если они не идут на пользу его смотрибельности.