Плоская, среднебюджетная, но бойкая и веселая бельгийская мульткомедия с множеством объемных эффектов
Плоская, среднебюджетная, но бойкая и веселая бельгийская мульткомедия с множеством объемных эффектов
Выброшенный хозяевами на улицу рыжий котенок быстро находит новый дом – старинный особняк, в котором живет добродушный пожилой фокусник Лоуренс. Мужчина дает пушистику имя Гром и показывает ему свою коллекцию изобретений – роботов всех форм и размеров, от крошечной балерины до здоровенного повара. Когда также живущие в особняке кролик и мышка пытаются выжить Грома, их саботаж отправляет Лоуренса в больницу, и право распоряжаться домом временно переходит к алчному племяннику фокусника. Тот тут же пытается продать особняк, а его обитатели, осознав, что могут оказаться на улице, под руководством Грома отваживают покупателей.
Очередное творение бельгийского режиссера-аниматора Бена Стассена («Мухнем на Луну», «Шевели ластами!»), «Кот Гром» сразу подкупает отсутствием завышенных претензий. У студии nWave Pictures нет денег, чтобы соревноваться с американскими гигантами в создании эпических мультбастеров, и она не пытается этого делать. Вместо этого Стассен и его коллеги придумали камерную историю, большая часть которой развивается в стенах «заколдованного дома», и многое выжали из довольно-таки плоской концепции: «Зверушки и роботы оберегают дом от зловредного риелтора и его колоритно-карикатурных клиентов (вроде «креативной» парочки, которая носит модные очки, все вокруг фотографирует и хочет устроить в особняке бутик)».
Что именно бельгийцы смогли из нее выжать? Прежде всего, «Кот Гром» восхищает неожиданно изобретательной виртуальной камерой. Так, в самом начале картины, когда заглавный котенок ночью пробирается в жутковатый особняк, не зная, что его там ждет, события начинают показываться с точки зрения зверька (как написали бы рецензенты видеоигр, «включается режим от первого лица»), и зрителям кажется, что это они – маленькие, слабенькие котята, над которыми со всех сторон нависают причудливые механизмы и горы чердачной рухляди. В сочетании с объемным изображением возникает потрясающий эффект присутствия – один из лучших, какие мы видели в последние годы. Вообще, «Кот Гром» – из тех редких среднебюджетных объемных фильмов, которые обязательно надо смотреть в 3D, потому что Стассен – давний поклонник этой технологии, и его мультфильм агрессивно ее использует. Правда, преимущественно для метания предметов публике в глаза. Но есть в фильме и более тонкие визуальные ходы.
Далее, действие движется стремительно и без провисаний, а доминирующие в картине комичные сцены порой сменяются напряженными и драматичными. Например, в кульминации злодей охотится на котенка с ружьем, и Гром едва избегает пули (или дроби?). По меркам мультфильмов для малышей это, честно говоря, слишком страшный фрагмент, но зато Стассена не упрекнуть, что он лишь намечает удары.
Как обычно в случае второстепенных мультфильмов, «Кот Гром» не блещет тонко выстроенными характерами персонажей, и его герои строго делятся на добродетельных и коварных. Это не история об убедительном психологическом путешествии – Гром в мгновение ока перевоплощается из забитого котика в «народного вождя», и серьезному зрителю поверить в это перевоплощение трудно. Но на серьезных зрителей мультфильм и не рассчитан. Это детская комедия, словесная и гэговая, и душевная монохромность персонажей с лихвой компенсируется их обаянием и забавностью. Кстати, в русском переводе много адаптированных приколов, с обыгрыванием наших поговорок и модных словечек, и для такого кино это единственно верное решение. Чем бы ни смешить, главное – смешить! А у «Кота Грома» это получается лучше, чем у многих более пафосных художественных и мультипликационных комедий.