Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Ну-с, попилим еще!

Маньяк мертв, но дело его живо: в канадском Торонто стартовали съемки хоррора «Пила: Наследие». В Сеть уже проникли первые фотографии с изображением вскрытой могилы заглавного убийцы, намекающие, что Пилу еще рановато хоронить

Добавить в закладки
Ну-с, попилим еще!

Зачем «Пила 8» нужна компании Twisted Pictures и студии Lionsgate?

1. Разумеется, производственная компания и дистрибьютор хотят подзаработать. Несмотря на то что сборы «Пил» падали от серии к серии, все же франшиза никогда не имела проблем с возвращением вложенных денег. Кто-то может посчитать, что 873 миллионов, собранные семью картинами, – не такая уж большая сумма. Но если учесть, что и производителю эти фильмы обошлись в достаточно скромную сумму – 64 миллиона, то чисто математически овчинка по-прежнему стоит выделки.

2. У новой «Пилы» может получиться то, что не получилось у новой «Ведьмы из Блэр». Ремейквел (смесь сиквела с ремейком) культового хоррора 1999 года, стартовавший в прокате три недели назад, зрительских ожиданий не оправдал и только подтвердил лишний раз, что жанр «найденных пленок» уже всем наскучил. Спору нет, на одной только «магии названия» фильм сумел заработать 35 миллионов (в 7 раз больше, чем на него было потрачено). Но сборы «Ведьмы» рушатся от недели к неделе столь стремительно, что о «триумфальном возвращении» говорить не приходится, и, уж коль скоро перезапуску оказалось далеко до оригинала, продолжение франшизы представляется делом маловероятным. С учетом того, что и в экранизации «Голодных игр», неплохо кормивших студию всю последнюю пятилетку, недавно была поставлена точка, целиком понятно желание Lionsgate снять «Пилу» с полки: «свято место» надо чем-то заполнять, а сюжетный трюк под названием «маньяк мастерит и испытывает на людях новые смертельные ловушки» убедительно доказал свою живучесть.

3. У студии есть красивая дата релиза, и преступно было бы ничем ее не забить. Как известно, правильно выбранная дата – это половина успеха фильма, а Хэллоуин – лучшее время для выпуска хорроров. Авторы «Пилы», во всяком случае, думали именно так, поэтому много лет подряд ее сиквелы стартовали в прокате в одно и то же время – в последнюю неделю октября. Затем на некоторое время хэллоуинскую нишу заняли «Паранормальные явления», но год назад сериал о призраках закончился, а новые претенденты на лакомый слот так и не появились. Конечно, совсем без конкуренции не обойдется: в октябре 2017 года выйдет парочка довольно примечательных хорроров (перезапуск «Пятницы, 13-е» и «Астрал: Глава 4», по иронии судьбы, сочиненный и снятый сценаристом оригинальной «Пилы» Ли Уоннеллом), которые оттянут на себя часть хэллоуинской аудитории. Но все же стартующая за 4 дня до праздника «Пила 8», без сомнений, отхватила себе самый «козырный» уик-энд.

Ли Уоннелл в фильме "Пила: Игра на выживание"

4. Как любой популярный продукт, «Пила» всегда приносила деньги не только через фильмы, но и с помощью «сопутствующих товаров», иначе говоря – мерчандайза. Так что возрождение франшизы – это повод снова наладить выпуск официальной атрибутики (неофициальную энтузиасты не переставали штамповать никогда) – футболок, кепок, чашек, постеров, экшен-фигурок… Добавьте сюда новые новеллизации, комиксы и видеоигры, и станет ясно, что красавчика Билли (эпизодически мелькающую в кадре зловещую куклу, ставшую своеобразной эмблемой франшизы) негоже держать в шкафу: этот парень только и ждет, чтобы снова начать ковать монету.

Зачем фанатам ждать «Пилу: Наследие»?

1. Восьмую часть делает многообещающая команда. Сценарий написали Джош Столберг и Пит Голдфингер (авторы «Крика в общаге» и «Пираний 3D»), а в режиссерских креслах устроились близнецы Майкл и Питер Спириги, ответственные за зомби-комедию «Восставшие из мертвых», экшен-хоррор «Воины света» и симпатичный сай-фай «Патруль времени». Фильмы братьев выделяются стильной подачей и вниманием к деталям, и хотя в поджанре «пыточного порно» они еще не работали, есть повод верить, что восьмая часть «Пилы» в их исполнении выйдет как минимум не хуже седьмой.

Майкл и Питер Спириги

2. Предположительно новый фильм будет не прямым сиквелом, а чем-то вроде перезапуска или спин-оффа, и это решает множество накопившихся проблем. Каких? Напомним, «Пила» стала единственным хоррор-сериалом, сумевшим растянуть одну непрерывную историю на целых 7 фильмов, что, конечно, смотрелось эффектно, но оказалось сущим наказанием для сценаристов. Они были обязаны не только постоянно оглядываться на прошлые события, но и продолжать удерживать на экране главного маньяка, умершего от рака еще в середине сериала. Таким образом, Пила периодически всплывал на экране во флешбэках и видеопосланиях, якобы записанных им на смертном одре, но чем дальше шло время, тем менее достоверно выглядели эти «заявления из могилы». Прибавьте к этому неизбежное старение актеров из первых серий, которые со временем стали терять форму и уже с трудом влезали в те же самые костюмы, когда требовалось появиться в очередном флешбэке (по сюжету история Пилы занимает максимум два года, но, чтобы рассказать ее, потребовалось все 8). Да и вообще мир успел здорово уйти вперед: пока история Джона Крамера и его учеников топталась на ограниченном временном пятачке, в реальности успели появиться айфоны и планшеты, Фейсбук поработил миллиарды людей, улицы обросли камерами наблюдения, умерли Принс и Майкл Джексон… Перезагрузка позволит истории наконец-то оторваться от пуповины, привязывающей ее к середине нулевых годов, и избавит персонажам избавиться от таких винтажных аксессуаров, как кнопочные телефоны и кассетные видеокамеры. Сюжет освежится – это уж точно.

3. Хоррор-жанру не хватает виртуозно закрученных сюжетов, которые бы приковывали зрительское внимание в течение многих лет. Ни одна из культовых хоррор-франшиз, будь то «Пятница, 13-е» или «Кошмар на улице Вязов», не выстраивала все серии в длинную последовательную историю с мощной детективной составляющей («Крик» пытался, но не протянул долго, «Астрал» еще молод, а «Пункт назначения», если копнуть, был просто серией ремейков). Авторам «Пилы» это удалось, хотя изначально никто не планировал такого количества сиквелов и сюжет писался без четкого понимания, к чему это в итоге должно привести. Сценаристам, работавшим над историей после ухода Ли Уоннелла (автора сценария первых серий), пришлось изрядно попотеть, задним числом вписывая во флешбэках связи между разбросанными по разным сериям персонажами, латая сюжетные дыры и придумывая новые важные смыслы для сцен, в которые изначально ничего особенного не вкладывалось. В результате сюжет прыгает во времени взад-вперед как пьяная белка: чтобы история не утрачивала внутренней логики, в каждой новой серии постоянно подчищаются, уточняются и расширяются прошлые события. Конечно, о вкусах не спорят, и это можно рассматривать как плюс. Ведь непредсказуемость стала одной из «фишек» франшизы, создав атмосферу тотальной незащищенности, в которой смерть главного злодея – вовсе не повод расслабиться, любая из его жертв может оказаться его тайным помощником, а зритель никогда не знает, как дела обернутся через 5 минут.

Любителей сюжетных «закрутов», в хитросплетении которых сложно разобраться без путеводителя, гораздо больше, чем может показаться. Во второй половине нулевых годов в Сети существовал специальный форум под названием «Дом Пилы» (House of Jigsaw), где преданные фанаты оставили сотни тысяч сообщений со своими мнениями «какая часть франшизы лучше/хуже» и смелыми теориями насчет персонажей и сюжетных линий. (Они оставили бы, очевидно, гораздо больше постов, если бы после окончания сериала форум не был снесен при загадочных обстоятельствах.) Разрешать зрительские споры туда время от времени приходили сами авторы киносериала: актеры, сценаристы и режиссеры подбрасывали в треды разнообразные намеки и кусочки информации, которые по разным причинам не попали на экран. Какой еще «ужастик» может похвастаться настолько увлекательным и интригующим сюжетом, чтобы заставить людей столь активно обсуждать его весь год до выпуска следующей части? Похожий всплеск в свое время вызвал, пожалуй, только сериал «Остаться в живых». И если перезапуск «Пилы» покажет, что братья Спириг удачно воссоздали успехообразующие элементы франшизы (такие как мрачный тон, умение длить интригу и держать зрителя в напряжении, и лишь во вторую очередь – смертоносные ловушки и фонтаны крови), то кто же из старых фанатов откажется снова поразгадывать зловещие ребусы?

4. Немаловажно, что авторов не поджимало время при написании сценария. Как известно, одной из причин, по которой сиквелы оказываются хуже оригиналов, является нехватка времени на придумывание хорошего продолжения. Столбергу и Голдфингеру выделили целых 8 месяцев – такой привилегии не имел никто из прошлых сценаристов, поскольку «Пилы» выходили ежегодно, а значит, на каждый сценарий скриптрайтерам выделялось лишь несколько недель. Чудо, что они вообще успевали нацарапать за это время хоть что-то смотрибельное. И, конечно, новые авторы, в 2010-м задорно перезапустившие «Пиранью», не имеют никакого морального права запороть задание.

5. Хотя считается, что сценаристы уже ответили на все-все возможные вопросы, это не совсем так. Конечно, появление в седьмой части («Пила 3D») забытого всеми персонажа, назовем его во избежание спойлеров доктором Г., объясняет многие вещи, но при этом заставляет зрителей задаться новыми вопросами: кто его помощники, с которыми наc так и не познакомили? Насколько в реальности глубока его вовлеченность в события последних фильмов? И почему он вообще выжил, если это противоречит установленным правилам «игры»?

Заметим, первоначально студия собиралась выпустить восьмую часть еще в 2011 году, сразу после седьмой серии, но затем решила «не рассусоливать» и отменила последний фильм. Наиболее важные идеи из него были в итоге вставлены в седьмую часть, но, видимо, не все, потому что кое-какие неясности и повисшие концы все-таки остались (то ли по недосмотру, то ли «про запас»). Если судить по канувшему в Лету форуму любителей «Пилы», белые пятна в биографии доктора Г. вызвали возмущенные вопросы у огромного количества зрителей, так что у Столберга и Голдфингера есть отличная возможность реабилитировать своих предшественников, удовлетворив наконец всеобщее любопытство. Да нам и самим интересно, где он шатался все это время, этот доктор Г.

Слово хейтерам: почему восьмая «Пила» не нужна?

1. У хейтеров тоже есть свои резоны заочно критиковать новый фильм. Во-первых, Джеймс Ван и Ли Уоннелл, положившие начало феномену под названием «Пила», давно оставили франшизу – режиссер Ван снял только первую часть, а сценарист Уоннелл ушел после третьей. Многие считают, что сюжет сериала стал таким запутанным из-за того, что хозяева не присматривали за ним, позволив чужим людям напихать туда своих глупых идей. То, что они обозначены исполнительными продюсерами восьмой серии, ничего не значит: в 4-7-й частях Джеймсу и Ли выпала аналогичная честь побыть «свадебными генералами», но качество сериала все равно снизилось. Так что, скорее всего, их вовлеченность в перезагрузку и в этот раз будет нулевой. Конечно, найдутся те, кто скажет, что вернувшийся к продюсированию Орен Коулс вполне способен удержать марку и ответить за качество. Коулс продюсировал все части франшизы, кроме первой – вполне достойный багаж. Но для фанатов Вана и Уоннелла это все равно будет «не то пальто».

Джеймс Ван и Ли Уоннелл на съемочной площадке фильма "Пила: Игра на выживание"

2. Восьмой фильм может оказаться «недостаточно новым», а предыдущие ленты – «недостаточно старыми». Поясняем. Сюжет наверняка будет заимствовать сюжетные элементы предыдущих лент, и если таких элементов окажется слишком много, неизбежна критика «ничего нового придумать не могут». Да и как, например, можно перепридумать заново смертоносные ловушки Джона Крамера, если они важная часть мифологии сериала? Опять же у новых убийц, пришедших на место Пилы, должна быть какая-то новая философия. А придумать новую (и притом убедительную) мотивацию для серийных убийств не так-то просто. Конечно, столь серьезные проблемы стоят не перед каждым ребутом, а только когда нужно перелицевать относительно свежий материал. Никто не станет жаловаться на избитость приемов, если зрители успели хорошо забыть исходную франшизу либо в силу молодого возраста вообще никогда с ней не сталкивались. Но в данном случае разница между фильмами составляет всего 7 лет.

3. Многим не нравится, что у «Пилы» спекулятивная структура. Ни один фильм не дает ответов сразу на все вопросы, и с восьмой частью, по всей видимости, будет то же самое: каждый год придется идти в кинотеатр за добавкой, при этом вопросов будет становиться только больше, общее качество будет постепенно снижаться, а сюжет становиться все запутанней… Так устроена «Пила», и с этим ничего не поделаешь, а тем, кто находит такие условия невыносимыми, лучше с самого начала обходить перезапуск стороной.

4. Самая серьезная беда, с которой придется иметь дело зрителям, – отсутствие Джона Крамера, то есть Пилы. Успешные хоррор-франшизы живучи во многом благодаря запоминающемуся злодею, а Крамер был злодеем весьма оригинальным, даже уникальным. Не психопат, как Майкл Майерс или Кожаное Лицо, и не вернувшийся с того света мститель, как Фредди или Джейсон. Не силач, но и не обладатель какой-то суперсилы. Не бездумный мясник с жаждой убийства, а, напротив, философ и морализатор, мечтающий «сделать мир лучше». Крамер оказался обычным отчаявшимся человеком – умирающим от рака игрушечным мастером, желающим показать некоторым глупым людишкам, погрязшим в грехе, что у них есть шанс побороться за свою жизнь, выиграть, очиститься через страдания и спокойно жить дальше (шанс, которого никто не дал ему самому). Технически Крамер никого не тронул пальцем, за него все сделали построенные им ловушки. Но, даже ослабев настолько, что уже не мог дышать без кислородной маски, он оставался смертоносным.

И что-то сверхъестественное в нем все равно было. Пила знал о людях такое, чего никто не мог знать. Его смертельные механизмы никогда не давали сбоев. Он предусмотрел любое развитие событий, оставил кучу посланий и заданий другим персонажам и продолжал ткать паутину смерти, даже когда его самого зарыли в могилу. В общем, уникальный тип, еще и с весьма фактурной внешностью. Да, разумеется, мы уже знаем, что Джон Крамер действовал не один, и этим можно объяснить, откуда Пила так разбирается в вопросах медицины и слежки за людьми, но все равно магнетизм его был столь силен и убедителен, что любое его действие или слово выглядело исполненным глубокого смысла – частью плана, кусочком большой головоломки, которую нам просто еще не пришло время продемонстрировать целиком.

Но вот Крамер ушел окончательно, и все стало меняться, как айфон после смерти Стива Джобса. Еще в седьмой части мы видели, как извратил принципы учителя его первый ученик. Преемник не боялся лично марать руки: заковывал жертв в ловушки, не объясняя им, как оттуда можно спастись (то есть просто замучивал бедняг до смерти), без зазрения совести убивал совершенно посторонних людей… А кровавые эксперименты, прежде вершившиеся в темных подвалах, превратились в публичные казни для устрашения толпы. Всех этих извращений канона не случилось бы, если бы Крамер был жив. И что дальше? Постер седьмой части, на котором Пилу изобразили в виде великана, мог быть намеком на то, что убийца положил начало своего рода культу. Название новой ленты «Пила: Наследие», не исключено, тоже является намеком на это, и если так, то теперь обществу, возможно, придется иметь дело даже не с одним, а со многими последователями Крамера. Но смогут ли они сравняться с зачинателем если не в изобретательности, то хотя бы в харизме? Есть серьезные поводы опасаться, что нет.

* * *

Таковы вкратце доводы за и против продолжения франшизы. К кому присоединитесь вы? К тем, кто считает, что сериал себя изжил и его следует оставить в покое? Или к тем, кто потирает руки в предвкушении и зачеркивает дни до премьеры, гадая, под каким соусом в новый фильм засунут очередное камео Тобина Белла? Пишите нам.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?