Бойкий и смешной, но сюжетно вторичный российский мультфильм о приключениях Смешариков в джунглях
Когда Лосяш изобретает устройство, которое позволяет заимствовать у других их сильные черты, Бараш решает использовать его и обрести смелость Кроша, силу Копатыча и другие качества, которых, как он считает, ему не хватает. Но из-за своей неуклюжести Бараш случайно активирует прибор, когда он направлен на гусеницу. В результате Бараш и гусеница меняются разумами, и герой оказывается еще более беспомощным, чем был прежде. Тем временем друзья Бараша улетают на научную конференцию и попадают в авиакатастрофу. Их самолет падает в джунгли, где живет племя, поклоняющееся легендарному золотому дракону. И по случайному совпадению гусеница в теле Бараша ведет себя так, как, по мнению туземцев, должен вести себя дракон. Теперь Барашу в теле гусеницы и его друзьям предстоит вернуть тело Бараша, сбежать от дикарей и отбиться от коварных расхитителей гробниц Лары и Дизеля, которые пытаются похитить туземного золотого идола.
Рекламный слоган новых «Смешариков» называет героев популярного мультцикла «последней надеждой человечества». Растиражированное в Интернете рекламное описание сюжета также обещает, что Смешарики в «Легенде о золотом драконе» спасут мир. Это странные утверждения, которые могут поставить в тупик вдумчивого и читающего ребенка. Ведь на постерах и флаерах написано одно, а в самой «Легенде» миру ничто не угрожает, и ее главные герои спасают только и исключительно друг друга. Им нет никакого дела до того, что расхитители гробниц делают с древними артефактами, и они фактически ничего не предпринимают, чтобы спасти туземцев, когда те оказываются в смертельной опасности. Самим бы лапы унести…
Ничего принципиально плохого в этом нет. Смешарики, кажется, никогда не претендовали на звание героических спасителей всех подряд, и надо быть особенным доброхотом, чтобы броситься спасать тех, кто ранее несколько раз пытался зажарить тебя заживо за «богохульство» по отношению к мнимому божеству. Американские герои, правда, обычно так и поступают. Однако Смешарики не американцы, и странно было бы мерить наших комических персонажей по западной героической мерке. Но раз так, зачем стесняться реального сюжета мультфильма и дезориентировать детей? Особенно тех, кто еще не привык к мысли, что взрослые часто врут даже тогда, когда в этом нет ни малейшей необходимости. Или суть такой рекламы как раз в том, чтобы приучить ребят не верить печатному слову без его тщательной проверки?
Но оставим в стороне идеологические выкладки, которые хоть и важны при разговоре о российском мультфильме с рейтингом 6+, но все же вторичны в сравнении с тем, что «Легенда» предлагает как почти полуторачасовой аттракцион.
Предлагает же она, с одной стороны, стремительное, веселое и даже немного музыкальное приключение с «правильной» моралью («Не нужно быть “самым-самым”, чтобы противостоять злодеям и спасать друзей»), а с другой стороны, историю, которая почти целиком состоит из бородатых как ZZ Top штампов и этнических стереотипов (кровожадные туземцы с копьями, «реднеки»-американцы с гамбургерами…). Это не очень страшно для детского мультфильма, поскольку малыши не настолько насмотрены, чтобы уловить вторичность и даже третичность повествования. Но у «Смешариков» всегда была репутация семейного зрелища, а взрослым «Легенде» сказать нечего. Единственный неожиданный аспект мультфильма состоит в том, что Бараш ничуть не похож на золотого дракона, как представляют его зрители, но туземцы в «Легенде» ни капли не сомневаются, что драконы выглядят именно так. Интересно было бы увидеть настоящего дракона «Смешариков»…
Впрочем, совсем уж скучать родителям на сеансе «Легенды» не придется. Во-первых, в фильме есть несколько хулиганских шуток «только для взрослых», которые малыши вряд ли заметят. А во-вторых, это очень красивое зрелище, поскольку новые «Смешарики» в сравнении с предыдущим полнометражным мультфильмом «Смешарики. Начало» пережили заметный технологический апгрейд. Особенно впечатляет сочная и пышная тропическая растительность, но и сами главные герои выглядят лучше, чем когда-либо прежде. Но почему нельзя было потратить хотя бы капельку этого креатива на сюжет, который не казался бы цельностянутым у миллиона фильмов и мультфильмов о путешествии в джунгли и переселении разумов?
С 17 марта в кино.