Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

О чем снимает Грета Гервиг? Разбираем фильмы одной из главных режиссёрок Голливуда

После десятилетия, проведенного перед камерой, в 2017 году Госпожа Америка сняла свой дебютный фильм «Леди Берд», который был номинирован на премию «Оскар» сразу в пяти категориях. Вероятно, это кинособытие осталось бы не более примечательным, чем успех любой другой картины, но в наших реалиях женщины, стоящие по ту сторону камеры, так редко получают признание, что режиссерка моментально вписала свое имя в историю.

Добавить в закладки
О чем снимает Грета Гервиг? Разбираем фильмы одной из главных режиссёрок Голливуда

Из музы Ноа Баумбака — растрепанной блондинки, мчавшейся по Нью-Йорку под Modern love, — Грета Гервиг превратилась в ту, кто меняет современный кинематограф и прокладывает дорогу другим женщинам, которым есть что рассказать посредством киноязыка. Пока в ее копилке всего два фильма, но уже сейчас можно заметить проявление общих тенденций. В честь дня рождения актрисы и постановщицы вспоминаем пленительные сцены из работ за ее авторством и выделяем узнаваемые маркеры, которым так или иначе следует Гервиг.

Взросление

Грета Гервиг на съемках фильма «Леди Берд»

Грета Гервиг на съемках фильма «Леди Берд»

На первый взгляд кажется, что «Леди Берд» и «Маленькие женщины» совершенно разные картины: в первом случае перед нами современная история о девочке-подростке из Сакраменто, во втором — экранизация одной из самых известных американских книг, действие которой происходит во время Гражданской войны. И все же не нужно быть безумным поклонником творчества Гервиг, чтобы понять, что фильмы обладают общей связующей темой и одним типом персонажей, который можно именовать типичной гервиговской героиней (этот эффект также усиливает то, что в обоих случаях главная роль досталась Сирше Ронан). Режиссерка фокусирует наше внимание на молодых девушках, которым примерно по 16-18 лет и перед ними открываются новые двери. Правда, в случае с «Маленькими женщинами» все немного сложнее, ведь двери ведут либо в чужой дом в качестве гувернантки, либо в семейное гнездышко будущего мужа.

Кристина МакФерсон находится в поиске своего места в мире, в котором совершенно точно не должно быть опостылевших улиц ее провинциального городишки. В то время как Джо Марч не может смириться с предсказуемым течением своей жизни и пытается вырваться из окружающих ее условностей, чтобы воплотить мечту о писательстве. Оба этих примера показывают, с какими трудностями сталкиваются юные девушки, стоящие на пороге совершеннолетия и стремительно превращающиеся во взрослых людей.

 

Одноэтажная Америка

Сирша Ронан в роли Леди Берд на кадре из фильма «Леди Берд»

Сирша Ронан в роли Леди Берд на кадре из фильма «Леди Берд»

Выросшая в калифорнийском городке Грета то и дело бросает взор на просторы провинциальной Америки с ее симпатичными домиками и не особенно обеспеченным населением. Образ Леди Берд очевидно списан с самой Гервиг, которая, так же как и ее героиня, родилась и выросла в Сакраменто и только потом перебралась в огромный Нью-Йорк. Девочки из «Маленьких женщин» тоже проживают в ничем не примечательном городке Новой Англии и, как и Кристина, страдают из-за недостатка средств. Пока Сирша Ронан в роли Леди Берд ищет себе то самое идеальное платье на выпускной в секонд-хендах, героини Эммы Уотсон и Флоренс Пью в XIX веке мечтают о роскошных нарядах, чтобы было в чем пойти на бал. Опять-таки разные по характеру картины говорят с нами на одном и том же языке. Те, кто вырос не в столицах и мегаполисах, легко прочувствуют этот трепет перед малой родиной и преследующее тебя всю юность желание отправиться покорять другие горизонты.

 

Отголоски мамблкора

Эмма Уотсон в роли Мег Марч на кадре из фильма «Маленькие женщины»

Эмма Уотсон в роли Мег Марч на кадре из фильма «Маленькие женщины»

Начиная актерскую карьеру, Грета Гервиг стала заметной фигурой благодаря своим узнаваемым образам, которые идеально вписываются в определенный исторический контекст. Молодая девушка, сотрудничая с Джо Сванбергом, стала лицом мамблкора и портретом целого поколения. Этот жанр, а точнее, поджанр независимого кино представляет собой фильмы с низким бюджетом, часто с участием непрофессиональных актеров и фокусировкой на естественных, почти не прерывающихся диалогах. Чаще всего героями этих картин являлись молодые американцы, находящиеся на пути к взрослой жизни. Хотя Гервиг, безусловно, перешла от своих ранних инди-фильмов к постановкам с гораздо более внушительными бюджетами, некоторые элементы мамблкора все еще эхом отзываются в тех или иных сценах. Ее режиссерские работы полны остроумия, непосредственности американской молодежи и реалистичных разговоров. Герои — будь то подростки, зависающие на школьной парковке, или отчаянно влюбленный соседский мальчишка (Тимоти Шаламе), сидящий напротив своей подруги сердца, — постоянно перебивают друг друга, порой говорят невпопад или же обрывают мысль на середине предложения.

 

Семейные узы

Грета Гервиг на съемках фильма «Маленькие женщины»

Грета Гервиг на съемках фильма «Маленькие женщины»

Кажется, Гервиг не стремится снимать свои фильмы в грандиозных условиях, подобно масштабным эпикам. И «Леди Берд», и «Маленькие женщины» разворачиваются в домашней обстановке, ориентированной на семейные отношения. Одной из ключевых сюжетных линий в дебютном фильме Греты помимо драматичности первых свиданий, неукротимых амбиций и силы дружбы является, конечно, история взаимо(не)понимания героини с матерью. Гервиг, снимая фильм, позволяет нам рассмотреть конфликт с разных сторон, что делает родственниц до боли человечными, а их разногласия — узнаваемыми. В «Маленьких женщинах» все немного иначе: перед зрителями практически ожившая рождественская открытка с теплым камином, смеющимися сестрами и родителями-наставниками — идиллия как она есть. Семья в работах режиссерки является якорем, на который ориентируются молодые девушки. Куда бы ни разбросала жизнь сестер Марч, самым уютным и родным местом для них остается дом с чердаком, где они основали секретный клуб, а Кристина, даже переехав в Нью-Йорк, не может распрощаться со своими корнями и отвыкнуть от жизни без споров с мамой.

 

Женские голоса

Неудивительно, что стать пятой женщиной, когда-либо номинированной на «Оскар» за режиссуру, Гервиг позволило то, что в своих фильмах она исследует женскую идентичность и наполняет свои работы самыми разнообразными киногероинями. Смотря «Леди Берд», молодые девушки могут увидеть отражение свое и своих близких: мать, чья любовь к дочери идет бок о бок с обидой, или же школьницы, появляющиеся на экране с грязными волосами и прыщами на лице. Авторка отказывается идеализировать женщин и вместо этого подчеркивает их безусловную красоту, погружая зрителей в мир честных отношений и рефлексии.

Сирша Ронан в роли Джо Марч на кадре из фильма «Маленькие женщины»

Сирша Ронан в роли Джо Марч на кадре из фильма «Маленькие женщины»

В «Маленьких женщинах» же Гервиг, переводя страницы романа XIX века на современный киноязык, с особой нежностью обновляет некоторые его параграфы. Пересказывая всем известную историю, сложно привнести в сюжет что-то новое — то, что сможет тронуть сердца смотрящих. Но Грета не боится отвергать стереотипы и превращать классическую литературу в одно из самых сильных феминистских высказываний последних лет. Ее героини отважно стремятся к достижению своих целей — будь то желание стать светской дамой, построение крепкой семьи или писательская стезя. Ни на кого из них мы не смотрим с осуждением, а напротив — понимаем и принимаем каждую из сестер такой, какая она есть. Ведь Гервиг деликатно переосмысляет текст романа и, как и писательница Луиза Мэй Олкотт, позволяет своим маленьким женщинам быть простыми людьми — разными, неидеальными, но такими узнаваемыми и понятными.

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?