После десятилетия, проведенного перед камерой, в 2017 году Госпожа Америка сняла свой дебютный фильм «Леди Берд», который был номинирован на премию «Оскар» сразу в пяти категориях. Вероятно, это кинособытие осталось бы не более примечательным, чем успех любой другой картины, но в наших реалиях женщины, стоящие по ту сторону камеры, так редко получают признание, что режиссерка моментально вписала свое имя в историю.
Из музы Ноа Баумбака — растрепанной блондинки, мчавшейся по Нью-Йорку под Modern love, — Грета Гервиг превратилась в ту, кто меняет современный кинематограф и прокладывает дорогу другим женщинам, которым есть что рассказать посредством киноязыка. Пока в ее копилке всего два фильма, но уже сейчас можно заметить проявление общих тенденций. В честь дня рождения актрисы и постановщицы вспоминаем пленительные сцены из работ за ее авторством и выделяем узнаваемые маркеры, которым так или иначе следует Гервиг.
На первый взгляд кажется, что «Леди Берд» и «Маленькие женщины» совершенно разные картины: в первом случае перед нами современная история о девочке-подростке из Сакраменто, во втором — экранизация одной из самых известных американских книг, действие которой происходит во время Гражданской войны. И все же не нужно быть безумным поклонником творчества Гервиг, чтобы понять, что фильмы обладают общей связующей темой и одним типом персонажей, который можно именовать типичной гервиговской героиней (этот эффект также усиливает то, что в обоих случаях главная роль досталась Сирше Ронан). Режиссерка фокусирует наше внимание на молодых девушках, которым примерно по 16-18 лет и перед ними открываются новые двери. Правда, в случае с «Маленькими женщинами» все немного сложнее, ведь двери ведут либо в чужой дом в качестве гувернантки, либо в семейное гнездышко будущего мужа.
Кристина МакФерсон находится в поиске своего места в мире, в котором совершенно точно не должно быть опостылевших улиц ее провинциального городишки. В то время как Джо Марч не может смириться с предсказуемым течением своей жизни и пытается вырваться из окружающих ее условностей, чтобы воплотить мечту о писательстве. Оба этих примера показывают, с какими трудностями сталкиваются юные девушки, стоящие на пороге совершеннолетия и стремительно превращающиеся во взрослых людей.
Выросшая в калифорнийском городке Грета то и дело бросает взор на просторы провинциальной Америки с ее симпатичными домиками и не особенно обеспеченным населением. Образ Леди Берд очевидно списан с самой Гервиг, которая, так же как и ее героиня, родилась и выросла в Сакраменто и только потом перебралась в огромный Нью-Йорк. Девочки из «Маленьких женщин» тоже проживают в ничем не примечательном городке Новой Англии и, как и Кристина, страдают из-за недостатка средств. Пока Сирша Ронан в роли Леди Берд ищет себе то самое идеальное платье на выпускной в секонд-хендах, героини Эммы Уотсон и Флоренс Пью в XIX веке мечтают о роскошных нарядах, чтобы было в чем пойти на бал. Опять-таки разные по характеру картины говорят с нами на одном и том же языке. Те, кто вырос не в столицах и мегаполисах, легко прочувствуют этот трепет перед малой родиной и преследующее тебя всю юность желание отправиться покорять другие горизонты.
Начиная актерскую карьеру, Грета Гервиг стала заметной фигурой благодаря своим узнаваемым образам, которые идеально вписываются в определенный исторический контекст. Молодая девушка, сотрудничая с Джо Сванбергом, стала лицом мамблкора и портретом целого поколения. Этот жанр, а точнее, поджанр независимого кино представляет собой фильмы с низким бюджетом, часто с участием непрофессиональных актеров и фокусировкой на естественных, почти не прерывающихся диалогах. Чаще всего героями этих картин являлись молодые американцы, находящиеся на пути к взрослой жизни. Хотя Гервиг, безусловно, перешла от своих ранних инди-фильмов к постановкам с гораздо более внушительными бюджетами, некоторые элементы мамблкора все еще эхом отзываются в тех или иных сценах. Ее режиссерские работы полны остроумия, непосредственности американской молодежи и реалистичных разговоров. Герои — будь то подростки, зависающие на школьной парковке, или отчаянно влюбленный соседский мальчишка (Тимоти Шаламе), сидящий напротив своей подруги сердца, — постоянно перебивают друг друга, порой говорят невпопад или же обрывают мысль на середине предложения.
Кажется, Гервиг не стремится снимать свои фильмы в грандиозных условиях, подобно масштабным эпикам. И «Леди Берд», и «Маленькие женщины» разворачиваются в домашней обстановке, ориентированной на семейные отношения. Одной из ключевых сюжетных линий в дебютном фильме Греты помимо драматичности первых свиданий, неукротимых амбиций и силы дружбы является, конечно, история взаимо(не)понимания героини с матерью. Гервиг, снимая фильм, позволяет нам рассмотреть конфликт с разных сторон, что делает родственниц до боли человечными, а их разногласия — узнаваемыми. В «Маленьких женщинах» все немного иначе: перед зрителями практически ожившая рождественская открытка с теплым камином, смеющимися сестрами и родителями-наставниками — идиллия как она есть. Семья в работах режиссерки является якорем, на который ориентируются молодые девушки. Куда бы ни разбросала жизнь сестер Марч, самым уютным и родным местом для них остается дом с чердаком, где они основали секретный клуб, а Кристина, даже переехав в Нью-Йорк, не может распрощаться со своими корнями и отвыкнуть от жизни без споров с мамой.
Неудивительно, что стать пятой женщиной, когда-либо номинированной на «Оскар» за режиссуру, Гервиг позволило то, что в своих фильмах она исследует женскую идентичность и наполняет свои работы самыми разнообразными киногероинями. Смотря «Леди Берд», молодые девушки могут увидеть отражение свое и своих близких: мать, чья любовь к дочери идет бок о бок с обидой, или же школьницы, появляющиеся на экране с грязными волосами и прыщами на лице. Авторка отказывается идеализировать женщин и вместо этого подчеркивает их безусловную красоту, погружая зрителей в мир честных отношений и рефлексии.
В «Маленьких женщинах» же Гервиг, переводя страницы романа XIX века на современный киноязык, с особой нежностью обновляет некоторые его параграфы. Пересказывая всем известную историю, сложно привнести в сюжет что-то новое — то, что сможет тронуть сердца смотрящих. Но Грета не боится отвергать стереотипы и превращать классическую литературу в одно из самых сильных феминистских высказываний последних лет. Ее героини отважно стремятся к достижению своих целей — будь то желание стать светской дамой, построение крепкой семьи или писательская стезя. Ни на кого из них мы не смотрим с осуждением, а напротив — понимаем и принимаем каждую из сестер такой, какая она есть. Ведь Гервиг деликатно переосмысляет текст романа и, как и писательница Луиза Мэй Олкотт, позволяет своим маленьким женщинам быть простыми людьми — разными, неидеальными, но такими узнаваемыми и понятными.